РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу студента 4-го курса очной формы обучения на тему «Контекстуальное включение молодёжи в событие: фрейм-анализ» Отпущенникова Никиты Андреевича, направление «Социология», 040100 Тема, поднятая в выпускной квалификационной работе Отпущенникова Никиты Андреевича, представляет значительный исследовательский интерес. Несмотря на возрастающую популярность категории «фрейм» и фрейм-анализа в современной отечественной социологии, до сих пор наблюдается значительное число лакун в их концептуализации и эмпирической интерпретации. Автор изучает контекстуальное включение молодежи в событие, обращаясь к потенциалу фрейм-анализа. Нужно особенно подчеркнуть, что фрейм-анализ используется студентом и как теоретическая рамка, и как методологический подход, и как специальный метод исследования. Работа имеет методологический характер, что является редкостью для бакалаврских работ. Данный факт, безусловно, свидетельствует о высокой социологической квалификации автора, смелости в постановке и решении исследовательских задач. Нужно отметить грамотное и свободное владение Отпущенниковым Никитой современными социологическими теориями. Прежде всего, автор подробно анализирует концепт «события», определяя его как смысловое единство. Вообще, категория смысла является одной из центральных в работе Отпущенникова Никиты. Автор рассматривает основные интерпретации данного понятия в современной социологии, останавливаясь на понимании смысла в рамках фрейм-анализа. Достоинством работы является удачная попытка объединения фрейм-анализа И. Гофмана и теории социальных событий А.Ф. Филиппова, а также формулирование оригинальной концепции анализа события как сложного фрейма, транспонирующегося в коммуникациях. Далее студент обращается к возможности изучения события через анализ новостного контента в современных медиа. В данном случае, в фокусе внимания Отпущенникова Никиты оказывается альтернативный взгляд на фрейм-анализ как способ анализа текста. В итоге автор формулирует теоретико-методологический аппарат изучения события и контекстов включения в него через коммуникации. Теоретическая часть работы представляет значительный научный интерес и имеет самостоятельную ценность и значимость, свидетельствует о новизне дипломного исследования. Работа отличается нетривиальным эмпирическим исследованием. Внимание Отпущенникова Никиты концентрируется на изучении контекстуального включения молодёжи в событие создания Национальной гвардии в России. Автор проводит фрейм-анализ 12 новостей в разных новостных сообществах социальной сети «ВКонтакте», анализирует 1467 комментариев к ним. Полученные 23 первоначальных фрейма были обобщены в 6 контекстов включения молодёжи в изучаемое событие. В результате автор выделяет 4 главных контекста включения молодёжи в события государственной политики – «оппозиция народа и власти», «борьба власти с несогласными», «действия власти в своих интересах», «действия власти в интересах людей». Таким образом, Отпущенников Никита применяет разработанный в теоретической части работы аналитический аппарат, оценивает его пригодность и формулирует актуальные и содержательные выводы. Студент демонстрирует отличные навыки обработки и анализа данных. Нужно отметить хорошую структуру работы, последовательность в изложении материала, хорошие аналитические навыки студента. Поставленная цель была достигнуты, все заявленные задачи выполнены. Однако, несмотря на указанные достоинства, необходимо сделать следующие замечания: 1. Список литературы представляется недостаточным для работы такого уровня. 2. Необходимы выводы по итогам параграфов. 3. Блок, посвященный интерпретациям категории «смысл» в современной социологии, кажется чрезмерным. Однако, отмеченные недостатки являются скорее рекомендациями и не снижают достоинств работы. В целом, дипломная работа Отпущенникова Никиты Андреевича ««Контекстуальное включение молодёжи в событие: фрейм-анализ» является завершенным, самостоятельным исследованием, выполненном на высоком уровне, обладающим безусловной новизной, а также теоретической и практической значимостью. Работа отвечает требованиям, предъявляемым к подобного рода исследованиям и заслуживает оценки «отлично». Ст. преподаватель кафедры теории и истории социологии, к.с.н. Богомягкова Е.С.