Отзыв Научного руководителя на выпускную квалификационную работу Д. Г. Кубриной на тему: Проблема развития еврейской культуры в СССР в 1970-1980-е гг. (На примере исторических и историко-этнографических семинаров в Москве и Ленинграде). Избранная Д. Г. Кубриной тема ранее практически не освещалась в отечественной научной литературе. А между тем, она исключительно важна для понимания процессов, происходивших как в еврейском национальном сознании, так и в самой еврейской культуре. Автору удалось полностью раскрыть эту тему. Она последовательно рассмотрела историю еврейской культуры в целом и историю ее научного познания после 1917 г. Затем она показала, как в условиях советизации, а затем господства тоталитаризма, еврейская культура, а главное - ее историография, оказались в полном забвении. В своей периодизации Д. Г. Кубрина, на наш взгляд, совершенно справедливо, исходит из того, что новый подъем национальной культуры, интерес к истории российского еврейства, связан с теми чувствами, которые испытали советские евреи в результате победы в Шестидневной войны 1967 г. Этот момент, как показывает автор, стал точкой отсчета создания нелегальных и полулегальных научных объединений: семинаров и кружков, в рамках которых, проходило изучение истории российского еврейства. Появился еврейский исторический самиздат. Отметим, что Д. Г. Кубриной удалось использовать во многом, уникальную коллекцию источников: воспоминаний участников тех событий. Она использовала мемуары Н. В. Юхневой, М. Бейзера, М. Членова, Г. Эстрайха, И. Крупника. Часть этого материала еще не опубликована. Основной базой ее исследования стала богатейшая коллекция документов и печатных материалов, собранных в Еврейском Общинном центре в С.-Петербурге. Опираясь на эти материалы, автор последовательно рассмотрела историю создания и деятельности исторических и историко-этнографических, тематику их заседаний в Москве и Ленинграде в 1970-1980- гг. В своей работе, Д. Г. Кубрина хорошо показывает, какие организационные трудности пришлось им преодолевать. Автор совершенно точно определила организационную и идейную разницу между ленинградскими и московскими активистами. Ведь, как показала автор, если во главе Ленинградского семинара и журнала стояли отказники, то московский семинар, фактически был легальным. Его руководители, в основном успешные научные работники, профессиональные историки и этнографы. Они лишь стремились к единственной цели – восстановить прерванную научную традицию по исследованиям в области еврейской истории. Полноценность работы Д. Г. Кубриной обеспечена тем, что она дала анализ еврейского исторического самиздата, содержания журналов «Евреи в СССР» и «Ленинградский еврейский альманах». Работа написана хорошим языком. В ней использована современная научная отечественная и зарубежная литература по данной тематике. На наш взгляд дипломная работа Д. Г. Кубриной отвечает всем требованиям, предъявляемым к дипломным работам, и заслуживает самой высокой оценки. Профессор, доктор исторических наук В. Е. Кельнер 19. 05. 2016.