РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу Е.В. Скворцовой, обучающейся по уровню бакалавриат, направлению 040100 – «социология», профилю «социальная антропология» на тему: «Формирование жизненных стратегий людей в контексте творческой деятельности». Отечественная социология искусства является одной из слабо развитых отраслей, поэтому работа этой тематики практически всегда актуальна, тем более связанная с жизненной стратегией и профессиональным выбором современных молодых людей в сфере искусства. В своей работе автор опирается на ряд теоретико-методологических трудов социологов П. Бергера и Т. Лукмана, П. Бурдье, П. Штомпки, Г. Блумера, К. Пламера и др., а также российских исследователей в области социологии искусства (М.В. Горностаева, М.Л. Магидович, Е.С. Попов, и др.). На этой основе определяются объект и предмет исследования, качественные методы (полуформализованное интервью с элементами биографического метода и наблюдение ), основные понятия (жизненные цели, ценностные ориентации, жизненные стратегии, творчество, творческое самовыражение, идентичность художника и др. ), а также интерпретация полученных данных. В приложении имеются гайды и образцы интервью, краткие характеристики респондентов. Эту работу выгодно отличает процесс логического размышления и доказательности автора. На основе эмпирических данных первого пилотажного исследования участников ансамбля современного танца появляется план основного исследования молодых художников, музыкантов и литераторов. В результате подробных интервью с ними выстраивается модель основных жизненных стратегий респондентов, формирования их профессиональной идентичности, факторов и групп влияющих на эти процессы ( общество и «значимые другие», причем главными оказываются семья и друзья по творчеству ). Двумя основными жизненными стратегиями для данного контингента являются «открытые двери» ( попытка совмещения художественного творчества с другими профессиями и видами деятельности) и «отложенное действие» ( откладывание серьёзных занятий искусством, в зависимости от разных помогающих обстоятельств). В процессе своего исследования автор выявляет интересный феномен в сознании современной творческой молодежи: отрицание образа бедного голодного художника, молодой творец должен быть благополучным, то есть, можно сказать, что Ван-Гог или Марина Цветаева «вышли из моды». Однако, необходимо сделать и некоторые замечания: 1. В числе опрошенных творческих молодых людей отсутствуют те, кто получил систематическое образование в искусстве, закончил какой-либо художественный ВУЗ или даже училище. Думается, что суждения таких профессионалов отличались бы от обследованных дилетантов. 2. Определение творческого человека только через его самоназвание, самооценку, всё-таки , недостаточно, ибо существует опасность неадекватности, невольного заблуждения. 3. Присутствует постоянная студенческая недооценка отечественных ученых, поэтому остаются не прочитанными и не усвоенными их работы, в данном случае в области искусства и художественного творчества не использованы труды П.А. Сорокина, В.М. Фриче, В.Л. Дранкова, Я.А. Пономарева, Е.А. Корсунского (последний как раз проанализировал сотни биографий писателей). Простите за нескромность, но и моя книга «Искусство как межличностная коммуникация», где есть глава о личности художника и художественном творчестве, надеюсь, была бы полезной. 4. Вывод автора о том, что судьбам наших художников мешает некий образ бедного художника в рваной куртке, а не человека живущего в комфорте, представляется наивным. Тем более, что весьма богатых деятелей поп-искусства в современном обществе потребления даже слишком много. Излишний комфорт, как показывает жизнь, скорее вреден для настоящего творческого человека. Эти замечания не мешают высоко оценить рецензируемую работу, которая является законченным плодотворным исследованием, имеющим научную и практическую значимость, несомненно отвечающую требованиям к бакалавриатским работам. Считаю, что Екатерина Владимировна Скворцова заслуживает оценки «отлично» и рекомендации продолжить обучение в магистратуре. Доктор психологических наук, профессор, эксперт НП «Центр политических и психологических исследований», заслуженный деятель науки РФ В.Е. Семёнов