Рецензия на выпускную квалификационную работу студентки IV курса дневного отделения Института истории СПбГУ Авелины Роландовны Галдава на тему «Мистические аспекты лютеранского богословия в начале XVII века. Иоганн Арндт и Якоб Бёме.» Дипломная работа А.Р. Галдава посвящена анализу мистических аспектов лютеранского богословия начала XVII века на примере трудов Иоганна Арндта « Об истинном христианстве» и «Аврора или Утренняя заря в восхождении» Якоба Бёме. Актуальность избранной дипломницей темы определяется прежде всего тем, что в контексте развития лютеранского богословия ею исследовались пути осмысления мистической аспектов христианства в лютеранстве начала семнадцатого столетия, ставшие результатом изменений, произошедших в Германии в процессе конфессионализации. Следует отметить, плодотворность избранного дипломницей похода рассматривать сочинения основные ее авторов в контексте движения «Нового благочестия», которое обрело в Германии огромную популярность. Братства общей жизни возникали по всей стране, а труд Фомы Кемпийского «О подражании Христу» стал одним из наиболее распространенных произведений. Появление книгопечатания облегчило распространение книг, а, следовательно, увеличилось и количество людей, способных ознакомиться с новыми идеями. Сочетание призывов к возвращению к истокам христианства, подлинной духовной жизни в миру, практическому следованию заветам, критика официальной Церкви с одной стороны, были ответом на духовные и интеллектуальные потребности людей, а с другой, заложили основу Реформации. К положительным сторонам квалификационной работы А.Р. Галдава следует отнести ее умение работать со сложной историографией вопроса. Так хотелось бы выделить два тонких аналитических фрагмента, свидетельствующих о способности дипломницы оценивать трды предшественников. Мы разделяем ее общую оценку историографии ГДР по данной проблеме. «Марксистская немецкая историография после 1945 года преимущественно рассматривала этот период через призму формационной концепции, и игнорировала вопросы догматики. Поэтому крупных исследований о периоде второй половины XVI – начале XVII века не появилось». Не менее значимы наблюдения А.Р. Галдава в области отечественной историографии: «В отечественной историографии долгое время ощущалось влияние немецкой традиции. Крупнейший специалист XIX века по этой эпохе Н.И.Кареев выдвинул тезис о необходимости изучения социальных структур Империи того периода. Однако и он придерживался позиций позитивистской немецкой историографической школы, с ее пиететом к государству и протестантскому духу». Как и всякая студенческая работа, квалификационная работа А.Р. Галдава не свободна от недочетов. Чтобы лучше оттенить общее и особенное в мистицизме 16 и 17 столетий (что объединяет эти явления и что разъединет их) слодовало бы, на наш взгляд учесть результаты исследования Александра Койре «Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии 16 века». Тем более, что в 1994 г. вышел русский перевод этой работы. Сделанное замечание не меняет общего благоприятного впечатления. Квалификационная работа А.Р. Галдава выполнена с учетом все современных достижений в области исторической науки, представляет собой самостоятельное исследование и соответствует всем требованиям, предъявляемым работам подобного рода. Работа заслуживает отличной оценки. Доц. каф. истории западноевропейской и русской культуры СПбГУ, к.и.н. /А.В. Березкин/