ОТЗЫВ на выпускную квалификационную работу Галдавы Авелины Роландовны «Мистические аспекты лютеранского богословия в начале XVII века. Иоганн Арндт и Якоб Бёме» Выпускная квалификационная работа А.Р. Галдавы затрагивает тему, которая в современной зарубежной и особенно немецкой историографии получила особое значение. До середины минувшего века сочинения Иоганна Арндта и Якоба Беме, двух выдающихся представителей старолютеранской ортодоксии, оказывались в центре внимания преимущественно историков церкви и философов. Они рассматривались почти исключительно в контексте европейской духовной мысли раннего Нового времени и в параллелях с теологическими конструктами XVIII – XIX вв. В более широком историко-социальном контексте творчество обоих богословов стало истолковываться лишь в последние десятилетия. Значительный импульс к переоценке идей этих мистиков дала концепция конфессионализации, разработанная немецкими историками в 70- 80 ые годы XX в. Сообразуясь с хронологией конфессиональных процессов, деятельность Арндта и Беме приходилась на пик конфессиональных столкновений и одновременно – на период складывания основ старолютеранской ортодоксии и философии. Реформа веры, предпринятая в XVI в., должна была неизбежно преобразоваться в реформу жизни, что выражалось, в том числе, в усиленных мистических рефлексиях, отражавших воззрения на индивид и общество. Мистицизм, столь присущий немецкой Реформации с самого начала, получил последовательное воплощение в трудах означенных авторов. В этом аспекте работа А.Р.Галдавы представляется вполне актуальной. Автор ознакомился с основной литературой вопроса, с общими работами по истории Реформации и проблемам конфессионализации, а также с историографией творчества Арндта и Беме. Впрочем, определенного рода лаконизм в критике литературы и явное стремление поскорей приступить к анализу основных сочинений значительно обедняют анализ точек зрения историков и философов на творчество выдающихся мистиков, представленный в работе. Центральные разделы работы в целом являют вполне логичную структуру анализа, группируясь вокруг важнейших проблем, затронутых Арндтом и Беме. Особенно следует отметить тот факт, что главное сочинение Иоганна Арндта «Об истинном христианстве» до сих пор вообще пребывало в тени отечественных специалистов в отличие от «Авроры или утренней звезды» Якоба Беме. А.Р. Галдаве предстояла нелегкая задача не только справиться со сложным старонемецким текстом Арнда и научно транскрибировать важнейшие категории, но и дать цельную концептуальную картину его воззрений. Анализ текста показал в целом хорошую языковую подготовку выпускника и умение разбираться в тонкостях богословской традиции. В тоже время на работе явно сказалась спешка, некоторые разделы, особенно вводные, характеризующие развитие лютеранского богословия и церковных структур на рубеже XVI – XVII вв., страдают слишком поверхностным анализом, следуют с опорой лишь 1 – 2 работы зарубежных коллег и плохо состыковываются с основной частью. В целом, однако, выводы автора представляются верными, основанными на анализе источников. Считаю возможным дать работе хорошую оценку. Научный руководитель проф., д.и.н. Института истории СПБГУ (А.Ю. Прокопьев)