РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу студента 4-го курса направления «Общая социология» факультета социологии СПбГУ Панкратова Владислава Олеговича на тему: «Школьные референтные группы как фактор конструирования социальных ориентаций». Кафедра прикладной и отраслевой социологии. Рецензируемая работа посвящена вечно актуальной проблеме – подготовке подрастающего поколения «к делам жизни», причем в подростковом возрасте общение со сверстниками может сыграть решающую роль в выборе предстоящих дел. Известно, «с кем поведешься,… ». Достоинствами работы В.О. Панкратова являются ее общая логичность, теоретическая и эмпирическая обоснованность важнейших положений, корректная опора на солидный перечень теоретических источников и результаты проведенного автором самостоятельного эмпирического исследования. Содержание работы (ее теоретическая часть) позволяет сделать вывод о том, что автор способен: - корректно определить объект и предмет исследования (с.4-5), - правильно, в целом, выдвинуть гипотезы и определить задачи исследования (с.5-6), - анализировать теоретические источники и прослеживать эволюцию в теоретических построениях относительно явления и понятия «референтная группа» (с.12-26), - соотносить общие теоретические положения относительно референтных групп с конкретным изучаемым им явлением – школьными референтынми группами (с.36-40), - формировать самостоятельную позицию относительно таких важнейших понятий социологии, как «ценность» и ценностная ориентация» (с. 31-35.). В эмпирической части работы ее автор демонстрирует умение составить программу исследования (с.44-45), использовать нужные методы получения и обработки полученных данных (с.46-48), сделать корректные, в целом, выводы (с.62-67). Что касается недостатков работы, то к ним, прежде всего, следует отнести многочисленные стилистические погрешности (с.4, 5, 7 и др.), подробный обзор которых сделал бы рецензию излишне громоздкой и мелочной. Стоит, возможно, упомянуть в этой связи лишь название рецензируемой квалификационной работы. В нем явно не хватает упоминания о субъекте или носителе социальных ориентаций. (О чьих ориентациях идет речь? Школьников? Подростков?). Кроме того, автор использует как интуитивно ясное понятие «ценностно-социальные ориентации» (с.4), которое отнюдь не является таковым. Однако отмеченные недостатки (свидетельствующие, кстати, о самостоятельном характере рецензируемой работы) не снижают ее общую высокую позитивную оценку. В целом, выпускная квалификационная работа В.О Панкратова «Школьные референтные группы как фактор конструирования социальных ориентаций» полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым к подобного рода работам, а ее автор Владислав Олегович Панкратов заслуживает присвоения ему искомой квалификации бакалавра.. Рецензент, д.ф.н., профессор П.И. Смирнов 06.05.2016 г.