РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу студентки 4-го курса очной формы обучения на тему «Коммуникативные стратегии привлечения аудитории в контексте трансмедиа (на примере зарубежных телесериалов)» Ватулиной Инны Александровны, направление «Социология», 040100 (профиль «Общая социология») Тема, поднятая в выпускной квалификационной работе Ватулиной Инны Александровны, представляет значительный исследовательский интерес. В ситуации увеличения роли медиа в повседневной жизни человека все более остро встает вопрос анализа, описания и интерпретации влияния и встраивания медиапродуктов в социальные практики. Несмотря на значительное количество работ, посвященных современным медиа, а также неослабевающий интерес исследователей к данной проблематике, студентке удалось найти новые подходы и поднять актуальные вопросы. В фокусе внимания Ватулиной Инны оказались коммуникативные стратегии привлечения аудитории в контексте трансмедиа (на примере зарубежных телесериалов). Нужно особенно отметить использование в работе нового концепта, а именно понятия «трансмедиа», под которым понимается «использование разных медиаплатформ для воспроизведения одного сюжета и альтернатив его развития» (С.30). Кроме того, Ватулина Инна обращается к подходу Г. Дженкинса в интерпретации и описании феномена трансмедийности. Эти концепты являются сравнительно новыми для отечественной социологии, а обращение к ним свидетельствует о высоком уровне квалификации автора. Особый интерес представляет анализ экранной культуры, а именно просмотра телесериалов. Автор справедливо подмечает, что на место восприятия сериала в монорежиме приходят мультиплатформенность и партиципаторность, т.е. разнонаправленность, вариативность, мозаичность коммуникативных практик, поддерживаемых различными индустриями (новые медиа, сообщества, фестивали, мерчендайзинг и т.д.). Сформулированный автором подход и полученные выводы, безусловно, могут быть использованы в практической деятельности, а именно, в области профилактики различных форм зависимостей от медиа среди молодежи. Основную ценность работе придает проведенное Ватулиной Инной эмпирическое исследование. Автор осуществила анализ дискурсивного пространства социальных интернет сетей, посвященных сериалам (особенно, сериалу «Игра престолов») и его элементов, а также провела полуструктурированные интервью с поклонниками сериалов. В итоге, студентка подтверждает на эмпирическом материале гипотезу о существовании стратегий, следуя которым действуют сериальные поклонники (стратегия принадлежности, эмоциональной вовлеченности, ритуальная стратегия, цепная (фанатская) стратегия). Студентка показывает хорошие навыки обработки и анализа качественных данных, приходит к интересным и содержательным выводам. Нужно отметить хорошую структуру работы, грамотное владение русскоязычными и англоязычными источниками, интересные выводы. Однако, несмотря на указанные достоинства, необходимо сделать следующие замечания: 1. Несмотря на последовательное изложение материала, временами страдают стиль и логика авторского изложения, что затрудняет восприятие текста. Также нужны выводы по итогам параграфов. 2. Хотелось бы отметь недостатки в оформлении программы исследования. В частности, неясно, сколько было взято интервью, нет никакой информации об информантах, их список также не представлен в приложении. 3. Недостаточно ясна процедура анализа контента сообществ в сети Интернет, посвященных сериалам. Используя категории «дискурсивного пространства», «дискурсивных элементов», автор не осуществляет дискурс-анализ. Остается неясным, на основании чего автор формулирует выводы. Кроме того, хотелось бы также увидеть обобщенные выводы, основанные на сопоставлении результатов, полученных разными методами. Однако, отмеченные недостатки не снижают достоинств работы. В целом, дипломная работа Ватулиной Инны Александровны «Коммуникативные стратегии привлечения аудитории в контексте трансмедиа (на примере зарубежных телесериалов)» является завершенным, самостоятельным исследованием, выполненном на хорошем уровне, обладающим безусловной новизной, а также теоретической и потенциальной практической значимостью. Работа отвечает требованиям, предъявляемым к подобного рода исследованиям и заслуживает высокой положительной оценки. Ст. преподаватель кафедры теории и истории социологии, к.с.н. Богомягкова Е.С.