ОТЗЫВ на выпускную квалификационную работу Ватулиной Инны Александровны по теме: «Коммуникативные стратегии привлечения аудитории в контексте трансмедиа (на примере зарубежных телесериалов)» Объединение новых медийных, мобильных и интернет-технологий порождает новые возможности для создания и распространения информации, дает перспективы для новых форм коммуникации, и, как следствие, новых социальных эффектов воздействия медиа на разные группы аудитории. Для обозначения этих эффектов объединения сегодня все чаще используется общее понятие «трансмедиа». Феномен трансмедиа дает новые возможности не только для средств массовой информации, но и для бизнеса, образования, досуга и пр., что обусловливает актуальность его изучения. Выпускная квалификационная работа Ватулиной И.А. нацелена на изучение новых форм коммуникации в контексте трансмедиа на примере зарубежных телесериалов. Анализируя в ходе работы трансмедийные механизмы взаимодействия зрителя и сериала в рамках новых форм медийной культуры, автор использует актуальные англоязычные источники, посвященные исследованию данного феномена (11 публикаций). Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении дается обоснование исследуемой проблемы, описаны цель и последовательность выполняемых исследовательских задач, формулировка объекта и предмета исследования, исследовательские предположения и методология релевантны задачам исследования. В первой главе работы дано развернутое описание особенностей современной медиакультуры, конструирования медиареальности с помощью современных технологий и новых трансмедийных эффектов воздействия на аудиторию, в первую очередь, молодежную. Отдельные параграфы первой главы посвящены экранной культуре как особой форме медиакультуры и сериалу как особой форме экранной культуры. Во второй части представлено самостоятельное эмпирическое исследование коммуникативных стратегий привлечения аудитории на примере зарубежных сериалов в контексте трансмедиа. В рамках данного эмпирического исследования раскрываются важные особенности трансмедиа, актуальные для понимания перспектив развития современных средств медийной коммуникации. Это управление вовлеченностью зрителей в сериал и использование создателями сериалов (в первую очередь, зарубежных) собственной активности аудитории, когда поклонники того или иного жанра не только являются пассивными потребителями информационного продукта, но сами создают контент. Эмпирическое исследование логично выстроено в соответствии с задачами работы и включает в себя два этапа. Сначала автор рассматривает особенности и дискурсивные элементы коммуникативной активности молодежной аудитории по поводу сериала, анализируя содержание веб-ресурсов, посвященных популярному сериалу «Игра престолов». Далее автором были проведены 9 полуструктурированных интервью на основании разработанного И.Ватулиной гайда, в ходе которых изучались практики просмотра сериалов и используемые технологии, характер вовлеченности зрителей в просмотр, особенности сопутствующей зрительской активности и пр. На базе интервью автором были описаны основные стратегии фанатов в отношении к сериалу, представляющие интересный научный результат данной работы.Анализ интервью демонстрирует тщательность в работе с качественной эмпирической информацией и искренний интерес автора к исследуемой тематике. Во время работы над выпускной квалификационной работой Ватулина И.А. продемонстрировала самостоятельность мышления и способности аналитически работать с различными теоретическими источниками, в том числе англоязычными, основательность в работе с теоретическим и эмпирическим материалом, хорошие навыки эмпирической работы и организованность в выстраивании и реализации стратегии эмпирического исследования. Выпускная квалификационная работа соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам уровня бакалавриата, и заслуживает положительной оценки. доцент кафедры социологии Царева А.В. культуры и коммуникации, к.эк. н.