РЕЦЕНЗИЯ на ВКР Е.А.Аброскиной «Буддизм глазами современных западных режиссеров» Темы, подобные той, что заявлена Е.А.Аброскиной, как правило, сталкиваются с трудностью, преодолеть которую необходимо, чтобы работа вышла качественной – трудностью удержаться на двух стульях и представить качественный анализ одной (в данном случае – буддизм) и другой (современный кинематограф) областей. Во многом автору ВКР это удалось. Здесь есть и развернутое введение с обоснованием логики исследования, и неуклонное следование этой логике, и привлечение современных исследований по теме ВКР. Также следует отметить и ясное изложение, корректность формулировок, аккуратность в оформлении. Все это составляет несомненное достоинство работы и свидетельствует о вдумчивой подготовке при написании данной ВКР. Однако есть в работе и недостаток, подозрение о котором возникает еще на уровне прочтения введения, а к концу ВКР не остается сомнений в его наличии. Дело в том, что Е.А.Аброскина для раскрытия темы выбирает подход, согласно которому многообразие киноматериала, в котором представлен буддизм, подразделяется на фильмы, в которых представлен буддизм эксплицитно и имплицитно. Даже если оставить вне обсуждения, каковы же критерии отличия одного от другого, выборка того материала, в котором дан буддизм в имплицитном виде, представляется слабо обоснованной. Приведу лишь один пример. Е.А.Аброскина предлагает отнести к фильмам второй группы «День сурка» на том основании, что в фильме можно увидеть метафору сансары. Однако все же этого недостаточно. История кино буквально нашпигована темой повторения, фильмов с подобным сюжетом можно насчитывать десятками (от отечественного «Зеркало для героя» до современного «Треугольника»), и нет никаких оснований полагать, что если есть в кино круговорот повторений, то это явно метафора сансары. Мало находить что-то общее между одним и другим, чтобы считать, что есть генетическая связь: из того, что большинство буддистов считают, что 2+2=4, вовсе не следует, что есть тесная связь между школьным учебником по арифметике и буддизмом. Иначе говоря, для методологии анализа диссертантке не хватило метода, позволяющего сопоставлять мотивы религиозного учения с конкретными фрагментами киноматериалов. Таким методом могла бы стать, например, интертекстуальность или же формализм. Поскольку все же работа Е.А.Аброскиной выполнена на высоком профессиональном уровне, можно надеяться, что в дальнейших своих работах она будет следовать строгости метода. Считаю, что работа заслуживает высокой положительной отметки. к.ф.н., доц. каф. культурологии, философии культуры и эстетики А.Е.Радеев