Рецензия на выпускную квалификационную работу студентки Выхованец Алены Егоровны на тему: «Ислам в современном европейском общественно-политическом дискурсе». Миграционный кризис, наряду с экономическим, - одна из самых обсуждаемых тем в мировом публичном пространстве, обострившая проблему взаимоотношений мигрантов-мусульман главным образом из стран Ближнего Востока и Северной Африки с «коренным» населением Европы. Казалось бы, история взаимодействия мусульманского и западно-европейского (христианского) миров насчитывает не одно столетие, однако она никогда не была безоблачной и обуславливалась широким набором стереотипных представлений по отношению к каждой из сторон. В свое работе А.Е.Выхованец обратилась к животрепещущей теме ислама в Западной Европе и попыталась разобраться какое место он занимает в общественном и политическом дискурсе европейских стран на сегодняшний день, а также какие перспективы ожидают европейское сообщество в отношении интеграции иммигрантского мусульманского населения в ближайшем будущем. Развитие и усиление ислама в западноевропейском обществе обозначено именно как проблема и работа Алены Егоровны наглядно демонстрирует всю неоднозначность восприятия европейцами ислама и мусульман и сложность поиска выхода из сложившегося кризиса идентичности как для мусульман-мигрантов, так и для европейцев. ВКР Алены Егоровны представляет собой полноценное научное исследование, включающее актуальность, объект, предмет, цели, задачи и методологию исследования, а также богатую источниковедческую базу, степень научной разработанности проблемы, новизну, основные положения, выносимые на защиту, и апробацию ряда положений настоящего исследования. Все вышеперечисленные пункты представлены во введении. Наряду с введением работа состоит из трех глав, заключения, списка используемых источников и используемой литературы. В первой главе «Основные идейные позиции европейского ислама» рассматриваются основные течения ислама в Европе,представленные двумя крайними позициями: общественными либеральными движениями, в частности, евроисламом, с одной стороны, и исламистскими, радикальными группировками – с другой. Несомненным достоинством этой главы, наряду с детальной проработкой взглядов таких представителей евроислама, как Тарик Рамадан и БассамТиби, является изучение официальных заявлений некоторых мусульманских ассоциаций, призванных продемонстрировать готовность к взаимодействию с европейским сообществом. При рассмотрении деятельности радикальных течений внимание, в первую очередь, уделяется международной панисламистской политической организации Хизбут-Тахрир, а также исламистской организации «Братья-мусульмане». Здесь же поднимается тема терроризма и экстремизма в Западной Европе. Вторая глава «Ислам, мультикультурализм и проблемы его практической реализации» посвящена политике европейских государств в отношении мигрантов из мусульманских стран, и, в частности, политикемультикультурализма как одном из способов аккультурации, которая на сегодняшней день, несмотря на волну критики в ее адрес, продолжает занимать важное место в общественно-политическом дискурсе. В этой же главе поднимается тема межконфессионального диалога, который в той или иной степени поддерживают и христиане, и мусульмане, но результаты которого неочевидны в силу разнородности ислама в Западной Европе. Третья глава «Исламофобия и формы ее проявления» свидетельствует о сложности положения Западной Европы в отношении мигрантов и необходимости выработки новых стратегий общественного и культурного взаимодействия. В данной главе подробно рассматривается понятие «исламофобия» и усиление исламофобских настроений в европейском обществе, а также антиисламская общественная и политическая деятельность. Научное исследование А.Е.Выхованец завершается четкими и логически обоснованными выводами, сделанными на основе проработанного материала и согласованными с поставленными задачами и положениями, выносимыми на защиту. Объем приведенных в конце работы списков источников и литературы подтверждает глубину проработанности темы и серьезность подхода к решению поставленных задач исследования. При этом стоить обратить особое внимание на то, что большая часть источников и литературы – на английском языке. При всех несомненных достоинствах ВКР необходимо отметить несколько недочетов: 1. Цитаты из Корана приводятся по переводу Э.Кулиева, тогда как в научном сообществе во избежание расхождений чаще используется перевод И.Ю. Крачковского, считающийся наиболее академическим. 2. В первой главе, посвященной исламским течениям в Европе, представлены две крайние позиции в отношении интеграции в европейское сообщество: позиция либералов и позиция радикалов. В то же время существует и другие направления, например, фундаменталисты-салафиты (далеко не все из них являются исламистами) или мусульманские секуляристы – поэтому хотелось бы видеть более широкую палитру взглядов. 3. Не хватает четкого определения понятия «исламизм», поскольку его значение не столько однозначно, но крайне важно в данной работе. 4. В список литературы по разделу второй главы, касающемуся межрелигиозного диалога, уместно было бы внести работы А.В.Журавского, который занимался вопросом диалога между христианами и мусульманами. 5. Несколько смысловых и стилистических ошибок, которые скорее можно считать описками, например: «Цель данного сайта… является распространение» (стр.29) вместо «Целью данного сайта…», не Иудейский Университет Иерусалима (стр. 38), а Еврейский университет в Иерусалиме, «отдельная глава данной Декларации основаниям для диалога с исламом» (стр.54) – вероятно пропущен глагол, и т.д. Высказанные замечания ни в коем случае не умаляют достоинств ВКР А.Е.Выхованец. Это фундаментальное,систематически выстроенное исследование по одной из самых злободневных тем современности несомненно заслуживает высокой оценки. К.ф.н., старший преподаватель кафедры философии и культурологии Востока Маточкина А.И.