Отзыв на Выпускную квалификационную работу «Проблема истоков правового нигилизма» соискателя на степень бакалавра Хисамовой Елены Андреевны Актуальность темы Выпускной квалификационной работы обусловлена тем обстоятельством, что правовой нигилизм предстает не только в огромном многообразии форм проявления - от недоверия к власти и праву до «коррупционной составляющей», - но и имеет по существу универсальный характер. Правовой нигилизм, в той или иной степени, характерен для стран с различными системами права, формами государственного устройства, уровнями развития демократии. Именно поэтому основной проблемой исследования является феномен европейского нигилизма, взятый в его историческом развитии, у истоков которого и в связи с истоками которого автор стремится проследить зарождение отношения к праву как ценности. Автор рассматривает правовой нигилизм как частное проявление общего нигилистического отношения к системе ценностей. Именно он кажется наиболее губительным, так как право, в понимании людей и граждан, выступает основным регулятором социальных отношений, и тем самым транслирует и закрепляет и общечеловеческие ценности. Но, с другой стороны, - правовой нигилизм неизбежно проявляется в качестве ответной реакции там и тогда, когда возможность злоупотребления властью своей силой выглядит естественной. Автору работы удается вполне корректное и последовательное изложение результатов исследования классического нигилизма Ф.Ницше в отрывках «Воли к Власти» и фундаментального исследования «Европейский нигилизм» М. Хайдеггера. Европейский нигилизм предстает как историческое движение переоценки ценностей, завершающееся тезисом о смерти Бога как высшей ценности, придающей смысл всей системе ценностей. Несомненно, что анализ проблемы истоков правового нигилизма, предпринятый в первой главе, оказался бы более содержательным и продуктивным, если бы в контексте европейского нигилизма (и вместе с ним нигилизма правового ) как исторического движения автору удалось бы рассмотреть идею «дисциплинарных пространств» и критику нормативного сознания, сформулированные в работах М. Фуко и прежде всего в его работе «Надзирать и наказывать». (Эта работа упоминается и даже цитируется во второй главе, где речь идет о действенности публичных казней, но не используется для концептуального анализа.) Автор, обращаясь к используемым первоисточникам, упускает возможности сравнительного анализа. Так тезис А.Бадью об универсальности христианства позволяет рассматривать не только антитезу «дискурса мудрости» и «пророческого дискурса», христианского милосердия и Закона, но и сформулировать проблему истоков универсальности Закона как такового. И здесь обращение к работам М Фуко, в частности к «Герменевтике субъекта» могло бы так же оказаться чрезвычайно полезным. По-видимому, имеющиеся лакуны в использовании автором тех произведений современной литературы, которые позволили бы придать ВКР более целостный, композиционно завершенный характер, связаны и с почти полным отсутствием методологической составляющей, обсуждения основных подходов в исследовании правового нигилизма, оценкой их сравнительных достоинств и недостатков. Отмечая очевидные промахи и недостатки выполненной работы, имеющиеся лакуны в использовании первоисточников, фрагментарность изложения по главам, тем не менее, следует учесть вполне литературный язык, уместные, если и не вполне удачные, попытки самостоятельных размышлений, наличие собственной позиции автора. Работа может быть оценена – «хорошо» 12. 05. 2016 Научный руководитель доцент каф. философской антропологии Литвинский В.М.