Рецензия на выпускную квалификационную работу Вахрушева Д.С. на тему: «Сформированность гендерной идентичности и удовлетворённость жизнью в подростковом и юношеском возрасте». Выпускная работа посвящена изучению взаимосвязи статуса и направленности гендерной идентичности и степени удовлетворённости жизнью у подростков и юношества. Поднятая тема, несомненно, актуальная, требует тщательного анализа для составления практических рекомендаций психологам, работающим с подростками и юношеством. В период демографического неблагополучия в России, которое проявляется в уменьшении численности населения, росте разводов, росте лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, проблема гендерной идентичности у подростков и молодежи, приобретает все большее значение. В теоретической части особое внимание уделяется вопросу cформированности гендерной идентичности и удовлетворённости жизнью в подростковом и юношеском возрасте, в частности исследованиям феномена удовлетворенности жизнью в психологии, понятию гендерной идентичности, основным характеристикам развития в подростковом и юношеском возрасте. В соответствии с целью и задачами исследования автор использует адекватный арсенал современных методов психологического исследования. Полученные данные рассматриваются во взаимосвязи друг с другом, что позволяет сформировать более полное представление об исследуемой проблеме. Собран большой статистический материал. В исследовании приняли участие 100 подростков. Эмпирический материал был подвергнут математико-статистической обработке. В представленной работе целенаправленно изучаются характеристики сформированности гендерной идентичности респондентов с одной стороны, а также удовлетворенности жизнью и разными ее сферами – с другой стороны. В работе получены очень интересные данные. Например, показано, что маскулинные и андрогинные подростки и юноши, то есть обладающие характером, а также имеющие мужские черты личности, больше удовлетворены жизнью, чем те, у кого выявлен высокий уровень феминности. Теоретически значимым является вывод о том, что в подростковом и юношеском возрасте еще продолжается формирование гендерной идентичности. Подросткам характерны статусы предрешенной идентичности, то есть закрепленной еще в детстве значимыми взрослыми, и диффузной идентичности, демонстрирующей возможность неопределенности в понимании своего пола и приводящей к спутанности представлений о мужских и женских ролях. К одной из положительных сторон эмпирической части можно отнести стремление дипломанта изложить результаты достаточно четко и целостно. Однако есть замечание к работе: несмотря на полноту описания теоретического анализа литературы, не всегда можно найти ссылки на литературные источники. В целом, получены очень интересные и достоверные результаты, они могут быть использованы в качестве основы для дальнейших исследований, а также для организации психологической помощи подросткам в вопросах формирования гендерной идентичности. Данная работа Вахрушева Д.С. выполнена на высоком профессиональном уровне и заслуживает оценки «отлично». Кандидат психологических наук, Рыкман Л.В. доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии