ОТЗЫВ старшего преподавателя кафедры английской филологии и перевода Ю.А. Писаревой на выпускную квалификационную работу на соискание квалификации (степени) бакалавра Кабановой Галины Анатольевны на тему «Функции и роль социальных сетей Twitter, Facebook и Instagram в деятельности ИГИЛ с точки зрения арабских и западных СМИ» Различные социальные сети стали неотъемлемой частью жизни современного человека, однако их влияние на общество еще мало изучено, не исследованными также остаются вопросы, касающиеся способов использования социальных сетей, различными личностями и организациями. Поэтому тема, выбранная Г. А. Кабановой, является актуальной научной проблемой. Галина Анатольевна обращается к злободневным вопросам современности, исследование посвящено изучению того, как террористические организации могут использовать средства массовой коммуникации в своих целях: для популяризации своей деятельности, для привлечения новых сторонников, вербовки наемников и, как бы странно и страшно это не звучало, для создания своего положительного имиджа. Объектом исследования являются средства массовой коммуникации, используемые ИГИЛ, а предметом – социальные сети Twitter, Facebook и Instagram. Особый интерес представляет то, что Галина Анатольевна описывает, каким образом социальные сети могут становиться «инструментом реализации события». Во введении Галина Алексеевна анализирует научные работы, посвященные изучению роли и места социальных сетей в современной культуре. Опираясь на хорошее знание теории вопроса, Г. А. Кабанова приводит в работе разные точки зрения на особенности современной коммуникации и проблему влияния социальных сетей на современное общество. Галина Анатольевна четко и ясно формулирует цель и задачи работы. В 1-й главе Галина Анатольевна описывает используемые ИГИЛ мадиа-ресурсы, приводит данные о том, какие усилия и какие средства тратятся на их содержание, кто занимается созданием и распространением медиа-продукции ИГИЛ, какие идеи продвигаются. Во 2-й главе дипломант подробно останавливается на рассмотрении особенностей, каждой из трех, выбранных в качестве предмета анализа, социальных сетей, описывает те возможности, которые социальная сеть предоставляем своим пользователям, и как ИГИЛ использует эти возможности в своих целях. Особый интерес представляет описанные в 3-й главе механизмы работы ИГИЛ в социальных сетях. Террористическая организация использует для пропаганды своих идей популярные образы, имеющие положительную коннотоцию, например, изображения котят; рисует джихад, как веселую и интересную игру. Авторы медиа-продукции ИГИЛ учитывают особенности своей целевой аудитории, так съемка казней делается таким образом, что становится похожа на компьютерную игру, а это привлекает к подобного рода продукции молодых людей и подростков. Кроме того, для рассылки информации сторонники ИГИЛ используют популярные хэштеги и т.д. Оптимизм внушает 4-я глава, в которой Галина Анатольевна рассказывает о том, каким образом спецслужбы противодействуют деятельности ИГИЛ в социальных сетях. Одним из способов является дискредитация ИГИЛ, что достигается, например, созданием смешных образов. Другим действенными методами являются удаление аккаунтов сторонников ИГИЛ, использование хэштегов ИГИЛ для контрпропаганды и т.д. Рассматривает Галина Анатольевна и важный для любого современного общества вопрос о том, где проходит граница между оправданными действиями спецслужб, направленными на борьбу с терроризмом, и правом граждан на личную свободу и свободу слова, между конфиденциальностью и безопасностью. Замечания. 1. Хотя структура работы отражает заявленные автором цель и задачи работы, представляется не совсем оправданным столь дробное членение дипломного сочинения, отдельные главы состоят из 3-4 страниц. 2. Не совсем корректным кажется использование в дипломной работе личного местоимения 1-го лица единственного числа «я». Высказанные замечания являются частными и не влияют на общее благоприятное впечатление от работы. Дипломное сочинение сделано на высоком профессиональном уровне, соответствует требованиям, предъявляемым к квалификационной работе выпускника университета, и заслуживает высокой оценки. Кабанова Галина Анатольевна заслуживает присуждения ей искомой квалификации (степени) бакалавра. Старший преподаватель кафедры англ. филологии и перевода Ю.А. Писарева 03.06.2016