ОТЗЫВ о выпускной квалификационной работе Блинковой Екатерины Сергеевны «ТРАДИЦИЯ “ПЛАНИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО” И ЕЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В АМЕРИКАНСКОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ» Рецензируемая выпускная квалификационная работа Е. C Блинковой посвящена интересной теме -- языковому выражению традиции планирования будущего, которая занимает прочное место в американской культуре. Работа общим объемом в 61 стр. состоит из Введения, теоретической и исследовательской глав с выводами, Заключения и необходимого технического аппарата. Список научной литературы включает 34 источника, из них 5 -- на иностранном языке. Исследование выполнено в русле культурологической лингвистики. В Главе 1 автор проводит аналитический обзор литературы по выбранной теме. Традиция планирования будущего сопряжена в концепции Е.С. Блинковой с философией индивидуализма и, что особенно интересно, с теорией форсайта, которая ориентирована на механику принятия решений и позволяет автору разграничить, с одной стороны, собственно планирование, а с другой -- прогнозирование, предвидение, мечтания. В исследовательской части работы это разграничение проводится весьма наглядно. Иными словами, планирование будущего трактуется автором как активная речемыслительная операция, тесно связанная с культурологическими факторами и основанная на форсайте, то есть на оценке реальных возможностей, ресурсов, мер и средств, необходимых для реализации выдвигаемых планов. В главе 2 проводится корректный, подробный анализ собранного языкового материала (80 примеров). Автор выявляет когнитивные сферы, в которых осуществляется планирование будущего (карьера и статус; досуг: личная жизнь), а затем отдельно изучает языковые средства планирования будущего взрослым индивидом и ребенком, причем как с установкой на себя, так и с установкой на другое лицо, охваченное или не охваченное коммуникацией. Разграничивается также долгосрочное и краткосрочное планирование. Показано, что планирование будущего другого лица, как правило, связано с давлением на лицо -- объект планирования, причем это давление тем сильнее, чем выше социальный статус субъекта планирования. Еще один важный вывод автора сводится к тому, что, если в дискурсе взрослого лица при планировании будущего подчеркивается целесообразность, разумность планов, дается их обоснование, то в дискурсе ребенка акцентируется уверенность в осуществлении планов, а сами планы чаще всего неотделимы от мечтаний. В ходе исследования автор выявляет комплекс глагольных средств, используемых в контексте планирования будущего, а также их видо-временные характеристики. Мои замечания по исследованию не затрагивают его существа и сделанных выводов: они носят характер пожеланий, вопросов и технических рекомендаций. 1)Чем обусловлено использование терминов «ставшая личность» и «становящаяся личность» вместо «взрослый» и «ребенок»? 2) Работе не достает количественных данных. Думается, они были бы здесь далеко не лишними. 3) Хотелось бы уточнить, что стоит для автора за разграничением терминов «будущее» и будущность». 4) На с. 26-28 рассуждения о культурах монохромных и полихромных приводятся без каких бы то ни было отсылок, после анализа концепции Г.В. Елизаровой. Хотелось бы узнать, на чье мнение опирается в этом вопросе Екатерина Сергеевна. 5) В тексте работы отмечены технические недочеты -- например, опечатки (как loose вм. lose 27) стилистически необработанные высказывания («... с тем, чтобы выделить из всего блока исследований, относящихся к исследованиям будущего (future studies), ту часть, которая относится к тем исследованиям перспектив развития в будущем, которые ориентированы на процесс принятия решений (стр. 11) и нек. др. Однако, как уже было сказано, эти замечания не затрагивают существа рецензируемой ВКР и ее выводов. Исследование Екатерины Сергеевны Блинковой выполнено на должном теоретическом уровне, содержит элемент научной новизны и по своему содержанию отвечает всем требованиям, которые предъявляются к выпускным квалификационным работам бакалавров на Филологическом факультете СПбГУ. Канд. филол. наук, ст. преподаватель Кафедры английской филологии и перевода СПбГУ ВАХРАМЕЕВА Анна Сергеевна