Отзыв на выпускную квалификационную работу студентки СПбГУ Николь Владимировны Муравской на тему «Проблема авторства в ашкеназском песенном фольклоре» (направление 03300 – «Культурология», профиль «Еврейская культура») Во введении к дипломному сочинению Н. В. Муравской указано, что в работе обсуждается проблема авторства в ашкеназском песенном фольклоре. Такая постановка задачи предполагает, в первую очередь, определение понятия индивидуального и коллективного в фольклоре со ссылкой, по крайней мере, на исследовательские работы Р. О. Якобсона и П. Г. Богатырева. Однако ни указанных имен, ни изложения соответствующих, хотя бы минимальных, теоретических построений работа Н. В. Муравской не содержит. Автор ограничивается банальными утверждениями о том, что «фольклор – художественное творчество широких народных масс» (далее цитируется М. Горький, почему именно он?), а также спорными общими сентенциями, например: «Фольклор является наиболее ценным и достоверным источником для изучения истории, обычаев и традиций народа». Структура исследовательской работы Н. В. Муравской выглядит нелогичной: неясно, чем принципиально отличается вторая глава от третьей. В обоих представлен анализ песенного материала с попытками выйти на общий теоретический уровень, которые, однако, оказываются слишком разрозненными и беспорядочными. В целом, идея проследить историю ашкеназской песни на примере шести текстов выглядит интересной, но, к сожалению, приходится констатировать, что ее реализация не продумана. Работа производит впечатление отдельных зарисовок, искусственно соединенных под одним названием. Дипломное сочинение Н. В. Муравской иногда кажется плохо отредактированным. Некоторые формулировки в постановке задач исследовательской работы выглядят странно, например: «определить понятие песенного фольклора и его признаки отнесения произведений к данному жанру». В заключении написано: «На основе используемой литературы можно заключить, что и авторские песни считались, имеющие один или несколько признаков, указанные выше, признаются фольклорными». В тексте на русском языке и в транскрипции материала на идише наблюдаются многочисленные опечатки и (по преимуществу в транскрипции) ошибки. Стоит отметить, что отдельные замечания в анализе песенных текстов представляются интересными и ценными. Например, мысль о том, что в своем творчестве бродячие певцы-актеры (так называемые «бродерзингеры») имитировали фольклорную культуру, замечания о соотношении письменного и бесписьменного в фольклоре и появлении «эпистолярного» песенного жанра, о трансформации жанра «нигуна» (напева с минимумом слов или без слов). В целом, создается впечатление, что Н. В. Муравская могла бы написать хорошую качественную исследовательскую работу, но, по-видимому, потратила на создание текста недостаточное количество времени. Однако мы должны рецензировать полученный результат, и несмотря на указанную небрежность выпускная квалификационная работа Н. В. Муравской на тему «Проблема автора в ашкеназском песенном фольклоре» соответствует требованиям, предъявляемым к научным сочинениям данного уровня, и заслуживает положительной оценки. Отзыв составила старший преподаватель Кафедры общего языкознания СПбГУ Ольга Николаевна Николаенкова.