Рецензия на выпускную квалификационную работу студентки 4 курса кафедры культурологии, философии культуры и эстетики Кистеневой Анастасии Сергеевны на тему: ВЛИЯНИЕ ИТАЛЬЯНСКОГО ДИЗАЙНА НА СОВЕТСКУЮ КУЛЬТУРУ Целью работы Кистеневой Анастасии Сергеевны «является определение понятия дизайна, установление его временных рамок и факторов, повлиявших на его развитие» (с.4). При допущении, что дизайн оказывает влияние на национальную культуру и даже на формирование национальной идентичности (там же) актуальность выпускной работы выглядит несомненной. Правда, цель исследования далее в работе несколько уточняется: она фокусируется на влиянии именно итальянского дизайна на «промышленную культуру других стран» и «на развитие советской культуры» (с.5). Таким образом, речь в работе, - как заявлено в её введении и в её названии, - пойдёт, в первую очередь, о влиянии итальянского дизайна на советскую культуру. Работа Анастасии Сергеевны состоит из введения, трёх глав, каждая из которых разделена на два параграфа, заключения, списка литературы, насчитывающего 33 источника. Общий объём работы — 61 страница. В первой главе – «Появление и развитие дизайна» – Анастасия Сергеевна определяет понятие «дизайн», описывает историю возникновения дизайна, характеризует факторы, влияющие на его развитие. Наиболее удачная часть этой главы — выводы из неё (с. 22), которые студентке удалось сформулировать кратко и точно. В частности, в выводах даётся следующее определение дизайна: «Дизайн, выступающий как художественное проектирование предметной среды, является конкретно-историческим феноменом, принципиально отличающимся от ремесленного делания вещей в прошлые эпохи. Он тесно связан с новыми технологиями, серийным производством, создающим серийные вещи» (с. 22) Во второй главе – «Дизайн как фактор развития культуры», – во-первых, оценивается влияние дизайна на развитие предметной среды, во-вторых, на примере Италии рассматривается соотношение понятий «дизайн» и «культурная идентичность». Относительно последнего делается следующий вывод: «Национальная идентичность, присущая материальной культуре Апеннинского полуострова, во многом предопределила развитие итальянского дизайна, как ведущего экспортируемого Европой продукта» (с. 35). Иными словами, общий вывод из этой главы состоит в том, что «национальная идентичность» опосредованным образом влияет на дизайн. Третья глава – «Советский дизайн как результат влияния европейской промышленной цивилизации на культуру СССР», – как и предыдущие, содержит два параграфа. Первый параграф называется «Конструктивизм», второй тоже имеет лаконичное название — «60-70-е годы». В первом параграфе анализируется процесс и степень влияния западноевропейского (в частности, итальянского) дизайна на советский дизайн. Здесь автор приходит к выводу, что «развитие отечественного дизайна всегда ориентировалось на Европейские традиции и носило характер заимствования» (с.47). Во втором параграфе даётся краткая характеристика развития советского и итальянского дизайна в период, обозначенный в названии параграфа. Кроме того, здесь же оценивается роль итальянского дизайна к качестве ведущего на Западе. Из недостатков, имеющихся в работе отметим следующие: 1. Работа написана несовершенным в стилистическом отношении языком, нуждающимся в серьёзном редактировании. Иногда это приводит к искажению мысли автора. 2. Автор совершенно не злоупотребляет цитированием, что можно было бы себе позволить, в работе по истории культуры. Так, в исследовании содержится только 50 сносок на 58 страниц текста. Подводя итог, скажем, что работа местами производит противоречивое впечатление. Однако, принимая во внимание то, что она написана на очень интересную и актуальную тему, написана самостоятельно, её автор изучил литературу по теме своего исследования, цель работы была достигнута, мы приходим к выводу, что выпускную квалификационную работу Кистеневой Анастасии Сергеевны «Влияние итальянского дизайна на советскую культуру» можно оценить положительно. Доцент кафедры музейного дела и охраны памятников Е.А. Маковецкий 20.05.2016