РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу Соколовой Ульяны Алексеевны «Современная визуальная этика» по направлению подготовки 033700 – «Прикладная этика» (бакалавриат) Работа У.А. Соколовой отличается тем, что автор, прежде всего, пытается понять суть рассматриваемого явления визуальность, так чтобы этическая постановка вопроса не казалась надуманной. В связи с этим в работе подробно рассматриваются различные ситуационные аспекты современной визуальности в медиа, кинематографе, фотографии и т.п. Работа состоит из 3 глав, в которых при единообразии исследовательского подхода дается анализ различных проблемных областей. Одним из наиболее существенных недостатков работы является несоответствие избранной методологии объекту исследования, который описан во Введении как «документальные и репортажные снимки, документальные фильмы, новостные сюжеты»: данный объект исследования требует иных подходов, помимо анализа научной литературы, а также дискурс-анализа высказываний фотографов и режиссеров и глубинных интервью. Далее, к сожалению, практическая часть исследования, результаты которой приведены в приложении, фактически никак не связана с основным текстом. Материал интервью содержит много интересного и полезного для заявленной темы, но У.А. Соколова почти никак не ссылается на интервью, не использует его. Во многих случаях У.А. Соколова просто указывает на то, что рассматриваемые проблемы и ситуации имеют моральный аспект, однако не объясняется, каким образом и в каком смысле. Нередко автор ограничивается тривиальными рассуждениями типа «С общечеловеческой точки зрения публикация таких фотографий недопустима» (2 глава, 4 параграф). Также важный недостаток работы состоит в склонности автора к описательному стилю изложения, который в ряде случаев не сопровождается надлежащим научным анализом. В большинстве параграфов работы У.А. Соколова приводит ряд сведений и рассуждений – несомненно важных и существенных, - однако не показано, как они связаны друг с другом, с целями и задачами данного параграфа, а также с выводами. Многое из приводимого материала является хрестоматийным (напр. обширная цитата о «Казни в Сайгоне» в 1 параграфе 2 главы) и, опять же, тривиальным. К сожалению, выводы по главам и параграфам также не всегда четко сформулированы. Нельзя согласиться без оговорок с утверждением автора, что «в кинематографе, в отличие от фотографии, визуальный переворот еще не случился» (глава 2, параграф 2). Есть и чисто формальные недочеты. Многие факты и суждения исследователей и фотографов-практиков не сопровождаются ссылками на источники. Названия глав и параграфов не всегда соответствуют научному стилю изложения (хотя следует отметить их публицистический потенциал). Указанные выше недостатки являются существенными, однако в целом данная работа может быть оценена положительно. Представленная работа Соколовой Ульяны Алексеевны «Современная визуальная этика» является самостоятельной (согласно данным, полученным в Blackboard заимствования составляют 3% и относятся к стандартным формулировкам, списку использованной литературы и элементам оформления работы) и полностью соответствует требованиям, предъявляемым к выпускной квалификационной работе бакалавра по направлению подготовки 033700 – «Прикладная этика», а именно: проблематика темы исследования является актуальной, название работы соответствует ее содержанию, исследование имеет четкую целевую направленность, в работе продемонстрирована определенная логическая последовательность изложения материала, в основном базирующаяся на достаточных теоретических знаниях по избранной теме и аргументах, материал изложен в основном корректно с учетом принятой научной терминологии, полученные результаты по большей части достоверны и выводы в основном обоснованны, стиль написания является научным, работа оформлена в соответствии с требованиями. Работа заслуживает оценки «хорошо». канд.соц.наук, доцент Д.А.Абгаджава