Рецензия на выпускную квалификационную работу Августис Юлии Игоревны «Конструирование виртуальных эскапистских пространств как альтернативная жизненная стратегия современной молодёжи» Современные информационно-компьютерные технологии предлагают молодежи не только новые инструменты коммуникации, но и средства адаптации к изменчивой социокультурной реальности, новые формы самореализации, социальной поддержки и социально-психологической компенсации проблемных зон повседневности. Эти новые формы активно осваиваются и становятся важными характеристиками жизни молодого поколения, в связи с чем исследования данной области представляют безусловную актуальность. В центре дипломной работы – исследование проблем современного молодежного эскапизма в контексте Интернет-коммуникации. Автор раскрывает особенности формирования жизненной стратегии эскапизма среди молодежи в контексте процессов виртуализации и влияния современных коммуникационных и медийных технологий. На основании хорошо проработанного теоретического и эмпирического материала в работе раскрывается двойственность форм современного молодежного эскапизма в виртуальном интернет-пространстве, представляющего молодым людям как конструктивные, так и деструктивные возможности. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и приложения. В первой главе представлены теоретические основания изучения феномена молодежного эскапизма, основные определения и подходы к его изучению, особенности и тенденции распространения эскапизма в современном обществе. Используя междисциплинарный подход, автор комплексно рассматривает различные трактовки и аспекты эскапистских проявлений, выявляя социологические, психологические, философские и культурологические направления рассмотрения данной проблемы, и формулирует на основании критической рефлексии этих подходов собственное определение феномена эскапизма. Вторая глава посвящена описанию виртуальной реальности как базиса формирования эскапистской жизненной стратегии, и влиянию Интернета на данный процесс. Использование в качестве методологического основания концепции социального конструирования реальности позволяет автору раскрыть особенности формирования позиции эскапизма, выявить его коммуникативные и социальные механизмы и концептуализировать эскапизм в виртуальном пространстве как особую жизненную стратегию. В данном разделе подробно раскрываются взаимосвязи тенденций виртуализации общества и роста значимости эскапистской жизненной позиции молодежи. Безусловным достоинством данной работы является выявление и описание автором двух принципиально различных форм молодежного эскапизма - «продуктивного» и «деструктивного», отражающих различные стратегии интеграции «виртуальной» и «реальной» жизни молодежи. В третьей главе представлено эмпирическое исследование жизненной стратегии эскапизма молодежи в виртуальном пространстве. В качестве исследовательского поля автор рассматривает особую социальную форму эскапизма – интернет-сообщество так называемых «хикикомори». Данное явление зародилось в контексте японской социокультурной молодежной среды, однако в результате процессов культурной глобализации активно распространяется по всему миру, и исследование в рамках выпускной квалификационной работы отечественных проявлений данного феномена представляет безусловный интерес. В эмпирическом исследовании логично объединены хорошо проработанный теоретико-методологический базис и набор конкретных исследовательских методов, фиксирующих значимые характеристики изучаемого явления: контекстуальный анализ сообщества, количественный анализ наиболее часто используемых хештегов и нарративный анализ жизненных историй. Стратегия исследования продумана, носит самостоятельный характер и демонстрирует интересные аналитические результаты. В исследовании комплексно рассматриваются четыре основные группы причин молодежного эскапизма: личностные, микро-социальные, макро-социальные и мировоззренческие. На основе используемой методологии автором выделяется и описывается набор показателей эскапизма, что представляет важный практический результат работы. На основании контекстуального анализа и изучения хэштегов и нарративных историй сообщества демонстрируются особенности и механизмы воспроизведения дискурса хикикомори в виртуальном пространстве, которые являются манифестацией эскапистской жизненной стратегии. В ходе эмпирического исследования автор демонстрирует владение не только социологическим исследовательским инструментарием, но и современными программами исследования интернет-коммуникации. Выводы исследования раскрывают существенные характеристики современного молодежного эскапизма и содержат ряд практических рекомендаций, которые могут быть использованы не только в дальнейших исследованиях виртуальных сообществ и субкультур, но и в практике социальной работы с интернет-зависимыми. Однако следует также сделать ряд замечаний по содержанию работы: 1. Неоднократно отмечая в ходе работы важность «симулякризации» и гиперреальности виртуальных миров в интернете, автор не дает четкого определения симулякра и гиперреальности, что было бы уместно в контексте описания виртуальной реальности как среды формирования эскапизма. 2. Некоторые показатели эскапизма, отнесенные автором к конкретным группам, неоднозначны и требуют дальнейшего уточнения. К примеру, выделение личностных показателей эскапизма (с.47), которые отнесены автором к группам состояния здоровья либо психологического состояния, несколько спорно, например, различные варианты социофобии могут быть отнесены к двум этим группам одновременно. 3. В контексте анализа хештегов проводится сравнение между сообществом хикикомори и отаку, однако четкое определение социокультурного феномена «отаку» отсутствует. 4. В работе присутствует незначительное количество опечаток. Эти замечания не снижают высокого теоретического и эмпирического уровня данной работы. Работа содержит значительную новизну и практически значимые выводы и результаты. В целом работа соответствует всем предъявляемым требованиям и заслуживает высокой положительной оценки «отлично», а студентке Августис Ю.И. рекомендуется продолжить обучение в магистратуре. доцент кафедры социологии Царева А.В. культуры и коммуникации, к.эк. н.