Р Е Ц Е Н З И Я на выпускную квалификационную работу Тунимановой И.А. на тему: «Социальные представления о групповой сплоченности у студентов» Выпускная квалификационная работа Тунимановой И.А. написана на актуальную в социальной психологии тему. Изучение групповой сплоченности является научной проблемой, довольно всесторонне изученной в социальной психологии. Однако, исследование социальных представлений о сплоченности группы проводится впервые. Автор сформулировала цель своей работы: изучить социальные представления о групповой сплоченности, провести сравнительный анализ социальных представлений у студентов и у работающих людей, разработать рекомендации для руководителей трудовых коллективов. С помощью социально-психологических методов автор измерила групповую сплоченность в каждом из изученных коллективов. Она использовала интересный методологический подход – сравнила реальную оценку групповой сплоченности и социальные представления о сплоченности у членов групп. Автор выдвинула следующие гипотезы: 1) социальные представления о сплоченности связаны с психологическими особенностями личности; 2) существуют различия между мужчинами и женщинами в оценке уровня сплоченности и в их социальных представлениях о групповой сплоченности; 3) социальные представления и оценка уровня сплоченности и возраст испытуемого взаимосвязаны. Туниманова И.А провела глубокий анализ научной литературы по проблемам групповой сплоченности. Социальных представлений и трехфакторной модели Айзенка. Достоинством первой главы являются детально сделанные выводы. Анализ литературы позволил автору грамотно сформулировать программу исследования. Изучены 4 коллектива – 2 студенческих и два трудовых. Автор предполагала наличие взаимосвязей между личностными характеристиками, социально-демографическими характеристиками и групповой сплоченностью и социальными представлениями о ней. Автор применила 7 социально-психологических методик, разработала авторскую анкету на измерение социальных представлений о групповой сплоченности. Автор выделила несколько определений групповой сплоченности с целью измерения социальных представлений. Чаще всего в группе СНО встречалось определение групповой сплоченности как единства группы, чувство причастности к коллективу (26%). Определены также критерии и факторы оценки сплоченности. На основе результатов исследования автор делает обоснованные выводы. Так, психологические свойства личности связаны с социальными представлениями о групповой сплоченности и не связаны с оценкой групповой сплоченности. Существуют различия в социальных представлениях о групповой сплоченности мужчин и женщин. Возраст испытуемого связан с социальными представлениями о групповой сплоченности, но не влияет на оценку групповой сплоченности испытуемым. Автором разработаны логичные рекомендации для руководителей коллективов для формирования и укрепления групповой сплоченности в их коллективах. В целом, выпускная квалификационная работа Тунимановой И.А. на тему: «Социальные представления о групповой сплоченности у студентов» написана хорошим научным языком. Исследование проведено грамотно, получены важные для развития социальной психологии результаты. В качестве замечания следует отметить отсутствие корреляционных плеяд по результатам корреляционного анализа. Считаю, что Тунимановой И.А. заслуживает оценки «отлично». Рецензент: доктор психологических наук, профессор Почебут Л.Г.