ОТЗЫВ официального рецензента о выпускной квалификационной работе студентки кафедры философии и культурологи Востока Института философии СПб ГУ (по направлению подготовки – 033000 Культурология, профиль – Китайская культура) Архитектурные теории и практики древнего и имперского Китая Выпускная квалификационная работа Богатырёвой А. В. посвящена интересной и актуальной теме «Основные тенденции развития китайской моды в конце XX века». Костюм является неотъемлемой частью общекультурного развития страны, представляя собой не только объект материальной культуры, но и знаковую систему, отражающую национальный духовный опыт. Новизна рецензируемой работы заключается в попытке автора осмыслить и проанализировать развитие китайских модных тенденций в контексте политических, экономических и культурных изменений, произошедших в Китае в течение середины-второй половины XX века. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе автор рассматривает изменения, произошедшие в китайской моде в 50-е-60-е годы XX века, подробно описывает особенности нового стиля «модный социализм», на появление которого оказала влияние мода СССР. Отдельное внимание Богатырева А. В. уделила описанию так называемых «Костюма Ленина» и «Парадного платья». В этой же главе автор анализирует появление «Костюма Мао» и «Платья Цзян Цин» как последствий «Культурной революции». Во второй главе показано развитие китайской моды 1970-1990-х годов, характеризующееся проникновением в Китай модных тенденций с Запада. Автор делает акцент на личности французского модельера Пьера Кардена, оказавшем наибольшее влияние на развитие китайской фэшн-индустрии. Третья глава посвящена появлению и развитию высокой моды в Китае, описанию коллекций наиболее известных китайских модельеров. Особенно следует отметить наличие трёх приложений, в которых наглядно демонстрируются китайский модный костюм и основные аксессуары, характерные для рассматриваемого автором промежутка времени, данные материалы подтверждают выводы и результаты исследования. Заключительные выводы полностью соответствуют заявленным целям и задачам исследования. Автор убедительно доказывает, что процесс формирования одежды тесно связан с историческими и культурными процессами в китайском обществе, очевидно, что Богатырёва А. В. обладает знаниями не только в области развития костюма соответствующего временного периода, но и в его общем историко-культурном контексте. Работа основана на достаточном количестве литературы на русском, английском и китайском языках. Библиография насчитывает 29 позиций, среди которых 8 приходится на исследования на русском языке, 16 – на английском языке, 5 – на китайском языке. Следует также отметить использование современных китайских исследований, что указывает на хорошую языковую подготовку студентки. Вместе с тем, рецензируемое выпускное квалификационное сочинение не лишено ряда недостатков. Во-первых, далеко не везде после глав присутствуют выводы, необходимые для резюмирования представленного материала. Во-вторых, анализируя коллекции китайских модельеров, автор работы по большей части даёт общую характеристику, пренебрегая более подробным описанием коллекций. Например, на стр. 49 Богатырёва А. В. пишет, что «в своих коллекциях первое поколение дизайнеров использовали символы коммунистического Китая, традиционную китайскую символику…», но не раскрывает, какие именно цвета и символика были использованы дизайнерами. Более того, смущают ошибки в транскрипции китайских названий и терминов, например, Центральная Академия Художеств (чжунгомэйшу сюэюань中國美術學院 ) на стр. 7, "костюм Ленина" (列寧服Лиенин фу) на стр. 9. Стоит отметить, что, к сожалению, не все высказывания в работе подкреплены иероглификой, например, автор пишет, что «популярно было такое высказывание: «Сшей костюм Ленина и сохрани его на свадьбу!», однако оригинального высказывания на китайском языке в работе нет. Также надо упомянуть неточности в оформлении, большое количество опечаток, стилистических, орфографических и пунктуационных ошибок. Тем не менее выпускная квалификационная работа Богатырёвой А. В. «Основные тенденции развития китайской моды в конце XX века» отвечает всем содержательным и формальным требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, и заслуживает положительной оценки. Д. ф. н., доц. кафедры культурологии, философии культуры и эстетики Института философии СПб ГУ Смирнов А. В. 15. 05. 2016