РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу А.Р. Шумик на тему: «Отношение матери к ребенку в перинатальном периоде как фактор психического развития младенца» Выпускная квалификационная работа А.Р. Шумик поднимает целый пласт важных и актуальных проблем в области перинатальной психологии, которые можно разбить на 2 основных блока. Первый блок связан с пренатальным периодом и включает готовность к материнству, отношение к беременности и будущему ребенку у беременных, особенности их психоэмоционального состояния, а также взаимосвязи состояния женщин с отношением к беременности и будущему ребенку. Второй блок касается уже периода после рождения ребенка, т.к. в исследовании применен метод лонгитюда. В нем рассматриваются такие аспекты, как психическое развитие младенцев, его взаимосвязи с готовностью к материнству, психоэмоциональным состоянием беременных женщин, отношением к ребенку в постнатальный период, а также взаимосвязи отношения женщин к ребенку до и после родов. Следует подчеркнуть, что несмотря на активные разработки в области перинатальной психологии и понимания важности отношения и состояния женщин во время беременности для дальнейшего развития ребенка, лонгитюдных исследований по данной проблеме пока очень мало. В этом плане исследование А.Р. Шумик представляет особую ценность и обладает научной новизной. Первая глава содержит подробный и логически выстроенный обзор теоретических и эмпирических исследований по изучаемым проблемам, опирающийся на 62 научных источника, включая 5 публикаций на английском языке, завершается обобщающими выводами. Хотелось бы отметить соответствие этой части эмпирическому исследованию, т.е. раскрытие основных теоретических конструктов, используемых в дальнейшей работе. Во второй главе подробно представлен дизайн исследования. Хотелось бы подчеркнуть огромный объем работы, проделанный Анастасией Руслановной. Так, на первом этапе ею было обследовано 60 женщин в третьем семестре беременности, а на втором этапе ей удалось задействовать в исследовании 36 женщин и 36 их детей. Выборка описана подробно, представлены ее социально-биографические характеристики. Психодиагностические методы подобраны адекватно задачам исследования, включают как стандартизированные, так и проективные методы. При обработке результатов применялись как количественные, так и качественные методы. Третья глава построена по следующему принципу: сначала раскрываются особенности отношения к ребенку в пренатальный, затем представлены результаты изучения психического развития младенцев и наконец, последние 4 параграфа посвящены анализу взаимосвязей исследуемых показателей. Хотелось бы отметить, что, несмотря на большой объем эмпирического материла, автору в целом удалось представить его последовательно, структурировано и сконцентрироваться на главном. Также хотелось бы отметить хороший стиль изложения результатов автором. В результате показано, что более высокий уровень психического развития в младенческий период отмечается у тех детей, чьи матери планировали свою беременность, для которых был характерны высокая значимость будущего ребенка, оптимальный тип гестационной доминаты и принимающий стиль материнского поведения в период беременности, отсутствие депрессивных переживаний по отношению к беременности. Также выявлено, что психическое развитие младенцев находится в тесной взаимосвязи с показателями эмоционального детско-родительского взаимодействия - благополучие в этой сфере связано с более высоким уровнем психического развития детей. Еще один важный итог работы – удалось показать стабильность отношения к материнству у женщин в пренатальный и постнатальный период. Женщины с более высоким уровнем готовности к материнству более восприимчивы к эмоциональному состоянию ребенка. В то же время работа содержит и много интересного дополнительного материала, в том числе про нюансы, связанные с восприятием родов женщинами и в части социально-биографических характеристик женщин. А.Р. Шумик показала хорошее владение методами математической статистики, включая и такой сложный метод, как множественный регрессионный анализ. Работа хорошо иллюстрирована, содержит рисунки и таблицы со всеми необходимыми обозначениями, приложения. Удачным является пример рисунков «Я и мой ребенок», наглядно иллюстрирующих тревожный или амбивалентный стиль переживания беременности. Результаты исследования А.Р. Шумик могут быть использованы при психологическом сопровождении беременных женщин и в семейном консультировании. Существенных замечаний к работе нет. В плане пожелания можно отметить, что часть результатов корреляционного анализа в параграфе 3.3. с учетом его названия «Анализ влияния отношения к ребенку в пренатальный период на последующее психическое развитие ребенка» имело бы смысл рассмотреть в отдельном параграфе. Выпускная квалификационная работа А.Р. Шумик выполнена на высоком уровне, соответствует всем необходимым требованиям и заслуживает оценки “отлично”. В силу богатства эмпирического материала и практической значимости может быть рекомендована к публикации. Канд. психол. наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ Василенко В.Е.