Рецензия На выпускную квалификационную работу Дарьи Абаджиди «Образы человека в работе Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление» Рецензируемая работа посвящена теме образов человека у Артура Шопенгауэра. Обычно исследователи обращают внимание на волю, но в названии главной работы Шопенгауэра есть и слово представление. В свете развития философской видео-аналитики можно посмотреть, какой вклад в нее внес Шопенгауэр. В Первой главе проясняется понятие образа с опорой на шопенгауэровскую концепцию объективации воли. Автор пришел к выводу, что «Образ – это аспект представления как такового: индивидуализированная форма явленности воспринятого, в которой оно предстаёт субъекту в качестве объекта познания; образ – это сама видимость представления, то есть то, что позволяет представлению быть воспринятым субъектом в качестве отделённого от него объекта.» (С. 11) Для понимания того, что такое образы человека и как их можно категоризировать, во второй главе автор обращается к идее человека, которая по Шопенгауэру выражает умопостигаемый характер человечества. Представитель человечества в силу наличия разумной способности имеет возможность стать выразителем ясно очерченного индивидуального характера. Для этого необходимо, чтобы человек принимал решения о собственных действиях, то есть предоставлял своей воле выбор между несколькими мотивами, оформленными в абстрактные понятия (мысли). Признаком индивидуального характера человека является не непосредственно возникающее желание, т.е. следствие данного внешнего впечатления или внутреннего настроения, присущее всему роду и потому выражающее родовой характер, но его индивидуальное решение. В третьей главы Дарья Абаджиди выявила у Шопенгауэра различие двух типов представителей человеческого рода: тех, кто имеет индивидуальный образ, то есть проявляет собственный уникальный характер, и тех, кто индивидуального образа не имеет, то есть проявляет себя как «человек вообще». Особый интерес представляет второй параграф третьей главы, посвящённый исследованию доброты, злобы и справедливости в качестве черт, присущих человеческим образам. Сегодня много говорят о гуманизме на фоне нарастании ресентимента и, насилия. К сожалению, моральные проповеди не способствуют исправлению человеческого характера. Поэтому обращение к этике Шопенгауэра представляется весьма плодотворным. Человек, свободный от principia individuationis, способен действовать вопреки своим интересам ради интересов других, то есть готов даже принести им в жертву собственную индивидуальность. Это переход от добродетели к аскетизму, т.е. преднамеренному сокрушению воли. Таким образом «франкфуртский Будда» хотя и может быть назван родоначальником европейского дзен буддизма, но с той оговоркой, что победа над эгоизмом дается ценой крайнего напряжения воли. Внутреннее состояние борцов с волей характеризуется волнениями совести и беспокойством об удержании благодати, что весьма мало напоминает и христианский «небесный покой», и восточную нирвану. В качестве замечания можно отметить отсутствие ссылки на работу Ю Давыдова, которая имеет прямое отношение к исследуемой теме, и пожелать автору вновь обратиться к изучению российской рецепции Шопенгауэра. Следует также продолжить изучение шопенгауэровской аналитики восприятия, является оно пассивным или активным актом, опосредованным или непосредственным опытом В целом работа написана на хорошем профессиональном уровне и заслуживает высокой положительной оценки. 02.05.2016 г. Д.ф.н., проф. (Б.В. Марков)