ОТЗЫВ рецензента о ВКР студентки 4 курса дневного отделения Федоровой Татьяны Владимировны «Эмоциональная жизнь Другого в литературном произведении» Актуальность рецензируемой работы обусловлена ее теоретическим контекстом, каковым является философия языка. Избранный предмет исследования обусловлен последствиями лингвистического и прагматического поворота в постклассической философии и отражает значимую для современной интеллектуальной формации проблематику текстуальности и авторства. Корпус текстов, на которые опирается данное выпускное квалификационное исследование простирается от диалогов Платона до произведений Ж.-П. Сартра, Ж. Деррида, Р. Барта и др. современных мыслителей, что свидетельствует о философской эрудиции автора работы. Проблемное поле избранной темы четко определено. Если логико-семантическая философия основное внимание уделяла репрезентационному аспекту речи, способности языка передавать некое положение дел, а герменевтические концепции, напротив, исследовали проблемы рецепции, способность человека воспринимать содержащуюся в разговоре истину, то основным сюжетом ВКР Т. В. Федоровой становится экспрессивная функция речи, проблема выражения. К достоинствам ВКР Федоровой Т. В. относится служащее анализу предмета исследования обращение автора к различным дискурсам философии – герменевтическому, экзистенциалистскому, семиотическому, что, безусловно, обогащает методологический арсенал данной работы. Понятийный аппарат исследования основан на предпочтении фигуры Другого термину «субъект». Однако оба эти понятия вовлекаются в авторские рассуждения, ибо язык, согласно Лакану, укореняет нас в Другом, а автор, в определении М. Фуко, есть конкретизация субъекта. С одной стороны автор ВКР обоснованно дифференцирует те формы субъективности – автора, рассказчика, читателя, героя литературного произведения, которым дает место художественная речь, с другой, хотя последнее и выходит за непосредственные пределы сформулированной темы, обозначает внеличные составляющие текста, обращаясь (С. 21) к мысли М. Бахтина о том, что автор не должен определяться как лицо. Отмечая успешность раскрытия проблематики выразимости и невыразимости эмоционального опыта в объективных структурах языка, вербализации экзистирования, следует указать, что глубокая заинтересованность автора ВКР в предмете собственного исследования приводит ее к не до конца проясненному обращению к герменевтическим идеям Гадамера. На стр. 29-30 Татьяна Владимировна утверждает, что главной целью разговора и единственным, что интересует Гадамера, является «глубина человеческой общности». Характер этой общности стоило бы прояснить. В контексте темы и проблематики эмоциональности выпускной работы можно предположить, что под «человеческой общностью» понимается интерсубъективная природа коммуникации, эмпатическое проникновение одной жизни в другую. Однако, поскольку Гадамер был резким противником психологизации природы понимания, видевшим «чудо не в том, что души сообщаются между собой, а в том, что они причастны общему для них смыслу», его концепцию предметного понимания сути дела трудно напрямую использовать при анализе экспрессивной функции произведения. Закономерно избирательное обращение автора к текстам Гадамера следовало бы сопроводить уточняющим указанием на общий контекст его философствования. ВКР Федоровой Т. В. несомненно, является серьезным самостоятельным исследованием, посвященным актуальной в теоретическом и практическом смысле теме. Изложение авторских мыслей аргументировано и сопровождается ясными выводами. ВКР Федоровой Т. В. соответствует требованиям, предъявляемым к квалификационным работам, и заслуживает высокой положительной оценки. Доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ (Краснухина Е.К.)