Отзыв на Выпускную квалификационную работу «Эмоциональная жизнь Другого в литературном произведении» соискателя на степень бакалавра Федоровой Татьяны Владимировны Выпускная квалификационная работа Федоровой Т.Вл. посвящена теме, актуальность которой связана с рядом фундаментальных трансформаций в современной философии человека, суть которых принято обозначать как «языковой поворот в философии». Современная философия стремится концептуально продумать и выразить мысль, что формирование человека, его историческое своеобразие определяется исторически определенными способами получения, хранения и использования информации, среди которых наиболее важное значение принадлежит языку, его основным модальностям - речи и письменности. Эта проблематика и задает тот контекст, в котором возможна постановка проблемы эмоциональной жизни Другого, переживаний человека в литературном произведении. К несомненным достоинствам работы Федоровой Т.В. относится тщательный анализ общего исторического контекста, в котором возможно появление литературного произведения как такового, т.е. художественного произведения. Автор убедительно показывает возможности, связанные с объективацией голоса, устной речи, фонемы в тексте, письме, букве для мышления европейского человека, тот переворот, следствиями которого была как сама древнегреческая культура, так и философия, в частности философская мысль Платона. Использование критики письма Платоном для введения проблем соотношения скриптора, писателя, автора, с одной стороны, а с другой - адресата, читателя является несомненной удачей работы. Таким образом, автору выпускной квалификационной работы удается философски корректно подойти к формулировке основной цели своего исследования: выявить, что представляет собой эмоциональная жизнь Другого в творческом пространстве, конструируемом автором. Инструментом реализации этой цели в работе становится сопоставление прежде всего позиций, представленных с одной стороны Вл.Вл. Набоковым в его «Лекциях по зарубежной литературе», а с другой – Ж.-П. Сартром в фундаментальном итоговом исследовании «Идиот в семье. Гюстав Флобер от 1821 до 1857 года». По–видимому, Федоровой Т.Вл. не удается избежать соблазна, связанного с удовольствием пересказа концепций, принадлежащих тонким знатокам и ценителям слова, когда, по выражению самого Набокова «магия, рассказ и поучение сливаются в одно целое». Это придает третьей главе «Стилистика художественной речи» отчасти реферативный характер и, по существу, мешает завершить работу торжественным аккордом сопоставления двух способов анализа, понимания, видения одного и того же литературного произведения, а именно романа Флобера «Мадам Бовари» с одной стороны Набоковым, а с другой - Сартром. Тем самым, работа оставляет некоторое чувство незавершенности, особенно у читателя, уже получившего удовольствие от встречи с указанными произведениями Набокова и Сартра. Указанный недостаток не снижает ценности работы, которая написана обстоятельно, хорошим литературным языком и свидетельствует о наличии исследовательских задатков, что в совокупности позволяет ей претендовать на отличную оценку. Оценка – «отлично» 12.05.2016 Научный руководитель доц. каф. философской антропологии института философии СПбГУ Литвинский В.М.