Отзыв научного руководителя о выпускной квалификационной работе студентки 4 курса дневного отделения Института истории СПбГУ Скляновой Ольги Вячеславовны на тему: «А.Р. Кугель и русский драматический театр рубежа XIX – XX веков» по направлению 030600 – История, профиль: История западноевропейской и русской культуры Представленная Ольгой Вячеславовной Скляновой работа «А.Р. Кугель и русский драматический театр рубежа XIX – XX веков» посвящена блестящему журналисту, «королю» петербургской прессы и крупному театральному деятелю и критику периода Александру Рафаиловичу Кугелю. Его вклад в развитие русской театральной культуры рубежа XIX – XX веков до сих пор остается малоизученным и требует к себе внимания историков культуры. Его книги театральных очерков «Театральные портреты» и «Профили театра», как и «Литературные воспоминания», со временем стали важным и незаменимым источником сведений по истории театра и литературы. Над темой выпускного сочинения студентка начала работать практически с начала обучения на кафедре истории западноевропейской и русской культуры. Работа О.В. Скляновой состоит из пяти глав, каждая из которых последовательно раскрывает процесс формирования личности критика и отражает этапы его журналистской и театральной деятельности. В том числе подробно рассматривается история создания журнала «Театр и искусство» (1897 – 1917) и театра «Кривое зеркало» (1908 – 1918), а также концептуально важного для русского современного театра «эстетического конфликта» критика с МХТ. Следует отметить, что, анализируя этот материал, автор работы смело опирается на метод сравнения и проводит параллель между теоретическими взглядами Кугеля на природу театра и его практическую деятельность по созданию собственного театра, быстро завоевавшего популярность. При этом О.В. Склянова останавливается на малоизвестных фактах соперничества театра В.Э. Мейерхольда «Лукоморье» и театра Кугеля и Холмской «Кривое зеркало», который одержал победу в завоевании театральной аудитории. Именно попытка соединения двух сфер деятельности – теоретической и практической придает индивидуальность и оригинальность поставленным в работе задачам. Новизну и успех работы во многом определило обращение студентки к материалам обширного Фонда А.Р. Кугеля в ИРЛИ РАН. Изучая в течение нескольких лет неопубликованные документы, письма и воспоминания, О.В. Склянова получила бесценный для историка опыт архивной работы. Это позволило ей ввести в оборот отдельные важные для понимания роли Кугеля в культуре материалы (см. стр. 25, 31, 33 – 35,38, 39, 44 – 45, 57, 63 – 64), а также раскрыть десятки имен, составивших круг общения журналиста и театрального деятеля. Использованная источниковая база при желательном в данном случае продолжении работы может быть значительно расширена. Естественно, как всякая «проба пера», работа имеет свои недостатки, прежде всего, связанные с отсутствием у автора навыка саморедактирования и «литературной правки». Это привело к появлению в тексте опечаток, синтаксических казузов и других погрешностей. К счастью подобные изъяны, никак не исказившие логику авторской мысли, при соответственном критическом отношении легко устранимы. Вместе с тем нельзя не отметить стремление автора к образности языка, уходу от языковых штампов, овладение необходимой для анализа культурных явлений лексикой и терминологией. Несомненно, заявленная в работе тема в дальнейшем может быть продолжена на новом уровне. Представленная выпускная аттестационная работа отвечает всем необходимым требованиям, предъявляемым к сочинениям выпускников-бакалавров Санкт-Петербургского государственного университета. Кандидат филологических наук, доцент кафедры истории западноевропейской и русской культуры Института истории СПбГУ А.А. Шелаева