Рецензия на выпускную квалификационную работу Сильченковой Инны Анатольевны «Конструирование личного пространства посредством онлайн-коммуникации» Современные формы коммуникации в интернете создают новые возможности для самовыражения молодежи, условия для творчества и формирования социальных отношений, оказывающие воздействие на различные области повседневной жизни. Именно взаимодействие в виртуальном пространстве становится для многих молодых людей «ключом» к решению проблем реального мира, и в данном контексте тема и задачи выпускной квалификационной работы Сильченковой И.А. обладают безусловной актуальностью. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложения. Сфокусировавшись на исследовании форм онлайновой коммуникации как поля конструирования личного пространства, в первой главе автор дает обзор существующих в социологии и социальной антропологии подходов к изучению социального пространства, представляет трактовки, определения и характеристики личного пространства, рассматривает аспекты приватности и интимности, связанные с выделением границ личного пространства в социальных исследованиях. Особый акцент делается на определение личного пространства как обладающего установленными границами, «непрозрачного» для внешних наблюдателей, эмоционально насыщенного и контролируемого субъектом данного пространства. Описываются возможности исследования драматургического конструирования пространства на основании теории И.Гофмана, проксемические подходы к изучению социальной дистанции (Э.Холл), концепция «чужого» Г.Зиммеля. На основании описанного в данной части теоретического базиса рассматриваются характеристики онлайновой коммуникации, дающие пользователям возможность создавать личное пространство. Вторая глава посвящена собственному эмпирическому исследованию онлайновых блогов и дневников как особого личного пространства. Безусловным достоинством работы является авторское описание структуры личного пространства на базе блогов, обоснование того, как технологические возможности онлайновых блогов дают основания для управления личным пространством и описание механизмов такого конструирования. Используя инструментарий контент анализа, автор представляет в приложении материалы исследования, наглядно демонстрирующие различные варианты конструирования личного пространства в онлайновой коммуникации. Эмпирическое исследование носит самостоятельный характер, и является хорошо проработанным, сравнение различных форм коммуникации на базе блоговых платформ diary.ru и livejournal.com обосновано и дает интересный эмпирический материал. Автор представляет также ряд рекомендаций по использованию результатов исследования, акцентируя его нацеленность на решение практических задач, что также является достоинством данной работы. В работе есть ряд недостатков: Во введении в описании структуры работы заявлено деление работы на три части, однако в самом тексте третья часть является параграфом второй. В работе отсутствует четкое выделение личного, приватного и интимного пространства в форме операциональных определений. Описание приватной сферы в первой главе несколько односторонне концентрируется на эмоциональных причинах сокрытия приватной информации. Автор обозначает две причины формирования приватности: имеющие эмоциональные последствия, и не имеющие таковых, однако не упоминает иные аспекты приватности (этические, драматургические, правовые и пр.), что создает перекос в сторону психологизма (с.30-31). Использованный в эмпирической части для сравнения пример мужского блога livejournal.com по своим характеристикам представляет собой, скорее, пример публичного проекта, а не личного пространства, что стоит учитывать в выводах. Однако данные недостатки не снижают общего положительного впечатления от данной работы. В целом работа соответствует всем предъявляемым требованиям и заслуживает высокой положительной оценки. доцент кафедры социологии Царева А.В. культуры и коммуникации, к.эк. н.