Выпускная квалификационная работа А.Ф. Павловского посвящена гендерному аспекту в истории развития одного из наиболее ярких контркультурных движений США XX века – «Разбитого поколения». Гендерная проблематика в рассмотрении этого культурного феномена, на наш взгляд, актуальна не только в связи с непрекращающимся интересом исследователей к роли и месту женщины в истории, но и в связи с привлечением автором в качестве основного источника для своего исследования мемуарного материала, который позволяет оценить основные проблемы и особенности «Разбитого поколения» от первого лица, и, что не мало важно, от лица женщин. В этой работе автор попытался создать образ «Разбитой женщины», вписать ее в общее литературное и социальное течение «Разбитого поколения» и американское общество 1950-60-х гг. в целом; проанализировать те факторы, которые повлияли на формирование мировоззрения этих женщин, их отношения к себе и своему месту в обществе, семье и творчестве; автор также предпринял попытку продемонстрировать, как на жизненную и творческую позицию этих женщин реагировали их современники: окружающие, родственники, а также мужчины-представители «Разбитого поколения». Главным достоинством работы является, во-первых, выбранная проблематика исследования, которая представляется нам крайне актуальной и интересной в контексте гендерных и социокультурных исследований Новейшей истории США. Во-вторых, стоит отметить, что А.Ф. Павловскому удалось выделить и рассмотреть основные аспекты гендерного вопроса в США после окончания Второй Мировой войны (экономическая дискриминация, принижение роли женщины в обществе и семье и т.д.) и гармонично вписать образ «Разбитых женщин» в обще американский женский вопрос. В-третьих, автору удалось продемонстрировать неоднозначность положения женщин, представительниц «Разбитого поколения», не только в современном им американском обществе, но и в среде «Разбитых мужчин». Важным научным итогом исследования А.Ф. Павловского является успешная работа над преодолением лакуны, которая существует в изучении гендерного аспекта в истории развития и деятельности «Разбитого поколения», а также анализ социальных причин для женского бунта в контексте бунтарства представителей американских контркультурных движений середины XX века. Однако наряду с достоинствами нельзя не заметить и некоторые недостатки работы А.Ф. Павловского. Во-первых, в тексте работы встречаются стилистические ошибки, использование просторечных выражений, некоторая небрежность в изложении материала. Во-вторых, во введении автор практически не объясняет, кого же конкретно он определяет в качестве «Разбитых женщин», на каком основании он объединяет их в общую группу, только в тексте II главы читатель знакомится с именами этих женщин, со степенью их вовлеченности в мир «Разбитого поколения», с их творческой деятельностью и т.д. В начале второй главы А.Ф. Павловский критикует исследователей Р. Джонсон и Н. Грэйс за «всеохватность» их основных принципов определения «Разбитого поколения», но так и не раскрывает сущности своей классификации «Разбитых женщин», не приводит обоснования своего выбора представительниц «Разбитого поколения», чьи мемуары рассматривает в третьей главе. В этой же связи стоит отметить употребление в тексте работы выражений «белая женщина», «белая семья» - быть может, автору стоило кратко охарактеризовать социальный, экономический, этнический и расовый состав представительниц «Разбитого поколения» и тех основных групп американского общества, положение женщин в которых он анализирует, для того, чтобы не отвлекаться на дополнительные оговорки, связанные с афроамериканской или эмигрантской проблематикой жизни американского общества середины XX века. Возможно, что для более успешной работы над исследованием, в будущем А.Ф. Павловскому необходимо использовать методы исторической просопографии. В-третьих, представляется, что автор работы оставил за рамками своего исследования ряд важных выводов и аналитических суждений, которые смогли бы подчеркнуть значимость/малозначимость деятельности «Разбитых женщин» для дальнейшего развития женского вопроса в США (насколько влиятельны были эти женщины среди феминисток второй волны, какое влияние они оказали (если оказали) на развитие женского движения в США в 1960-х гг.; был ли их индивидуальный опыт обретения независимости отражением коллективной борьбы молодых американок против общественных устоев, или же это примеры личной борьбы, «тихого бунта» и т.д.). Несмотря на вышеописанные недоработки, эта работа может стать замечательным заделом, который ляжет в основу более глубокого аналитического исследования гендерного аспекта «Разбитого поколения». Высказанные замечания не препятствуют присуждению высокой оценки выпускной квалификационной работе А.Ф. Павловского, и являются рекомендациями для дальнейшей разработки представленной темы. Ганзенко Дарья Станиславовна преподаватель Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ленинградский областной колледж культуры и искусств