РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу бакалавра лингвистики Мельчаковой Натальи Николаевны на тему «Лексико-семантическая группа «Флора леса»: лингвокультурологический аспект» Дипломная работа Мельчаковой Натальи Николаевны написана на актуальную тему и имеет несомненную практическую значимость, т.к. лексико-семантические группы русского языка, выявленные и описанные в качестве фрагментов языковой картины мира носителей языка, представляют несомненную ценность в лингвометодическом и лингвокультурологическом аспектах. Лексико-семантическая группа, объединяющая существительные-наименования лесных растений, в заявленном в дипломном сочинении аспекте до настоящего времени не являлась объектом исследования. Теоретическую базу рецензируемой работы составляет последовательное рассмотрение вопросов критериев выделения и описания основных словарных объединений русского языка, различий в содержании терминов «лексико-семантическое поле», «лексико-тематическая группа» и «лексико-семантическая группа». Заслуженное внимание уделяется описанию лингвокультурологии и одному из ее основных терминов – «языковой картине мира», понятию культурной коннотации. Реферирование научной литературы проводится корректно. Автор использует авторитетные источники, список использованной литературы насчитывает 51 позицию. На наш взгляд, основные теоретические постулаты в первой главе отражены. Сожаление вызывает то, что не раскрыта структура лексико-семантической группы, схематическое изображение состава и иерархических отношений внутри исследуемого словарного объединения могло бы только украсить работу. Изложение теоретического материала достаточно реферативно, хотелось бы видеть больше аргументации принимаемых точек зрения, более эксплицитного выражения авторской позиции. Отсутствует рассмотрение работ, посвященных изучению фитонимов русского языка. Исследовательская часть работы отличается самостоятельностью и творческим подходом к материалу. Н.Н. Мельчакова аргументирует круг источников, выбранных для извлечения материала, достоинством работы является разработка алгоритма анализа материала, четко обозначены все этапы исследования. Автор мотивирует выбор для детального анализа из отобранных на первом этапе исследования 102 лексем таких единиц, как береза, дуб, осина, рябина, малина, шиповник, боярышник, калина, земляника, ландыш, подснежник, зверобой, руководствуясь проведенным анкетированием носителей языка, данными частотных словарей русского языка и частотностью единиц в «Национальном корпусе русского языка». Плюсом рецензируемого исследования является проведение ассоциативного эксперимента с носителями языка, данные которого предоставили в распоряжение исследователя дополнительный материал, позволяющий верифицировать полученные в ходе анализа данных словарей и иллюстративных контекстов «Национального корпуса русского языка» результаты. В работе использован интроспективный подход к анализу единиц, позволяющий выявить лингвокультурный потенциал исследуемых лексем. Подробно описываются оценочность, образность, эмотивность, культурная коннотация фитонимов. Импонирует привлечение данных смежных наук, энциклопедических сведений этнографического характера, большого количества данных исследований фольклорных источников. Это помогает выявить архетипическое и устойчивое стереотипное представление, существующие в русской лингвокультуре, о изучаемых в работе фитонимах. В работе использованы данные 18 словарей и источников, что делает выводы автора убедительными и достоверными. Выпускная работа Н.Н. Мельчаковой хорошо оформлена. Проверка программой «Антиплагиат» выявила 26 % текстовых совпадений, которые представляют собой корректное цитирование (с заключением текстовых фрагментов в кавычки) прочитанных научных работ или (в ряде случаев) пересказ отдельных фрагментов из этих работ; стандартные конструкции научного стиля речи и элементы оформления (например, титульного листа); цифровые обозначения; названия научных работ, фамилий ученых. Вопросы, возникшие в процессе чтения работы, заключаются в следующем: 1.​ Почему в объем исследуемых единиц не вошла подгруппа «грибы»? 1.​ Как автор видит перспективы своего дальнейшего исследования? В целом рецензируемое исследование отвечает всем предъявляемым требованиям и заслуживает положительной оценки. Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания СПбГУ (Е.И. Зиновьева)