РЕЦЕНЗИЯ ст.преп., к.ф.н. Шапошниковой Юлии Владимировны на выпускную квалификационную работу Харитоновой Полины Сергеевны «Колористика в эстетике Баухауза в контексте немецкой культуры первой половины ХХ века» В рецензируемой работе Полина Сергеевна проводит анализ основных подходов и определений цвета в эстетике Баухауза в историко-культурном контексте. Актуальность проблемы не вызывает сомнений. На протяжении всего ХХ века цвет является важной средством выразительности визуальной сферы – как в искусстве, так и в более прагматичных сферах культуры. Сознательная работа с цветом как средством воздействия на зрителя исторически связана и укоренена в искусстве Баухауза. При этом, на данный момент тема явно не является исчерпанной, и можно с большой долей вероятности утверждать, что многие открытия мастеров Баухауза еще предстоит оценить по достоинству. Тема цвета, таким образом, оказывается важной как в историческом измерении, так и с точки зрения современной культуры и механизмов ее разворачивания. Цель исследования сводится к тому, чтобы выделить основные подходы к проблеме цвета в работах художников школы Баухауза и рассмотреть их значимость в историческом контексте. Работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается школа Баухауза как феномен немецкой культуры первой половины ХХ века. Полина Сергеевна подробно анализирует возникновение, основные этапы развития и причины закрытия школы, выделяет основные векторы влияния истории на искусство Баухауза. Второй параграф первой главы посвящен эстетике Баухауза в целом. Здесь автор последовательно перебирает основные эстетические модели художников, выделяет их отличительные черты и слабые стороны. Вторая глава посвящена проблеме цвета в искусстве Баухауза. В первом параграфе дается общая характеристика колористики Баухауза, во втором излагаются психологический и символический подходы к цвету. Анализируются концепции таких значимых для темы художников, как Кандинский и Клее. В третьем параграфе на примере творчества Ласло Мохой-Надь и Йозефа Альберса дается обзор прагматическому подходу к проблеме цвета, выделяются основные значения цвета и возможные способы его использования. Третья глава посвящена пониманию цвета в немецкой культуре первой половины ХХ века. Рассматривается история применения и причины игнорирования рассмотренных теорий цвета мастеров Баухауза. Обращает не себя внимание замечательная эрудированность автора. В работе используются исследования на английском языке. Активно цитируются такие современные отечественные авторы, как В.С. Турчин, О.И. Рожнова, В.Р. Аронов, Е.Г. Соколов, С.И. Смирной и многие другие. Автор не обходит стороной и многочисленные классические исследования, посвященные этой теме. Используются тексты Х. Ортеги-и-Гассета, Р. Барта, З. Фрейда, Р. Арнхейма и др. Структура работы соответствует поставленной задаче. Цель работы достигнута, тема раскрыта. Вместе с тем, работа не лишена ряда недостатков. Пожалуй, главным недостатком является некоторая разрозненность исследования. По сути, текст делится на две части – первая, в которую входят две первых главы, посвящена искусству Баухауза и отношению художников этой школы к проблеме цвета, вторая часть анализирует реальные приемы и механизмы использования цвета в визуальной сфере. К сожалению, соединить эти две части у автора получается только в заключении, в результате чего выводы помещаются отдельно от обоснований и приходится возвращаться назад в поисках соответствующих тезисов и примеров. Другим недостатком является некоторая размытость выводов. Интересные мысли и тезисы автора оказываются выраженными и обоснованными в тексте но, к сожалению, не получают освещения в выводах глав и в заключении работы. Тем не менее, приведенные выше недостатки не являются определяющими для данной работы. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что выпускная квалификационная работа Харитоновой Полины Сергеевны соответствует всем критериям, предъявляемым к работам подобного рода, и заслуживает положительной оценки. Рецензент: к.ф.н. Ю.В. Шапошникова