Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу ПРОБЛЕМА РАСШИРЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ МУЗЕЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В РУССКОМ МУЗЕЕ. студентки IV курса д/о кафедры музеологии Института истории СПбГУ Губановой Ольги Александровны Дипломная работа О.А. Губановой посвящена исследованию развития функций музейного учреждения, как социального института, и особое внимание при этом уделяется арт-терапевтической практике музея по работе с разными категориями посетителей. Роль музея как института социальной памяти, как места накопления, хранения и производства знаний бесспорна и закреплена законодательно. При этом, с развитием естественных наук, с развитием медицины, актуализируются новые возможности взаимодействия музея и общества. В частности, с помощью специальных программ по работе с хранимыми коллекциями, художественный музей может стать базой для оказания практической помощи в работе с пациентами с нарушениями психики. Данная функция музея является относительно новой и необходимость ее теоретического осмысления и изучения накопленного на сегодняшний момент опыта применения арт-терапии в музее не вызывает сомнения, что делает актуальной заявленную тему выпускной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы. В первой главе рассматривается история музейного учреждения, как социального института. С одной стороны, дается общая характеристика развитию общественной роли музея, с другой стороны, автор акцентирует внимание на образовательной, воспитательной и коммуникативной функциях. Вторая глава посвящена феномену арт-терапии, его появлению, теоретическому обоснованию и развитию в рамках психиатрии, психологии и психотерапии. В третьей главе анализу подвергнут опыт работы Государственного Русского музея в области арт-терапии, как одного из первых в России учреждений, взявших на вооружение данную практику работы с посетителями. В заключении подведены итоги исследования. Структура данной работы логически обоснована и не вызывает возражений. Несомненным положительным качеством выпускной работы является привлечение не только актуальных музееведческих исследований, но и проработка трудов по психологии и психотерапии, касающихся клинических арт-терапевтических практик, проведенная автором данного исследования. Выводы, приводимые в заключении, представляются достаточно аргументированными. Вместе с тем, хотелось бы указать на то, что данной работе не хватает использования весьма широкого арт-терапевтического опыта работы художественных музеев Европы и Нового Света. Подробное рассмотрение феномена применения музейной арт-терапии за рубежом могло бы существенно дополнить и расширить исследование, а сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта расширить и уточнить представленные выводы. Тем не менее, рассматриваемая работа является качественным исследованием по заявленной в названии теме, соответствует всем требованиям, предъявляемым к выпускной квалификационной работе, и на наш взгляд заслуживает положительной оценки. Кандидат исторических наук, доцент Доцент кафедры музеологии института истории СПбГУ Метелкин Е.Н.