ОТЗЫВ на выпускную квалификационную работу Луниной А.Ю. Языковые средства выражения мотива свободы/несвободы (на материале творчества С.Д.Довлатова) А.Ю. Лунина выбрала в качестве материала исследования тексты С.Довлатова неслучайно. Предыдущее исследование (курсовая работа 3-го курса также была посвящена творчеству этого автора). Таким образом, данная работа в некотором смысле является отражением стабильных филологических предпочтений А.Ю. Луниной. Настоящее исследование связано с наблюдением за формированием и функционированием мотива свободы / несвободы в художественном тексте, что потребовало от молодого исследователя серьезных знаний по теории текста. Добросовестно отреферировав значительное количество литературы вопроса (Список использованной литературы насчитывает 89 позиций), А.Ю. Лунина сумела применить полученные теоретические знания к конкретной аналитической работе во Второй главе. Определение мотива, сформулированное Б.М. Гаспаровым и принятое в качестве рабочего, позволило автору выйти в дискурсивный анализ текста под оригинальным углом зрения: в сопряжении анализируемого мотива с признаками текстуальности, наиболее активно участвующими в формировании мотива: ситуативностью и интертекстуальностью, которая в текстах С.Довлатова имеет ярко выраженный «внутренний» характер. При этом наблюдение за языковыми средствами, реализующими мотив свободы / несвободы, имело приоритетное значение. Лексический состав и синтаксическая организация отобранных для детального анализа фрагментов продемонстрировали повторяемость и типичность, что позволило автору работы доказать выдвинутую гипотезу: языковые средства выражения мотива свободы / несвободы в текстах С.Довлатова обладают определенной типичностью, независимой от характера описываемой ситуации и темы. В разряд типичных попали неопределенно-личные предложения, семантика которых отражает суть противостояния яркой личности и «неопределённой» властной толпы репрессивного государственного аппарата. Частотными оказались конструкции с императивным значением. Лексика, в первую очередь связанная с темой фрагментов, также позволяет выявить закономерности употребления, характерные для реализации мотива. Задачи, поставленные в исследовании, решены, цель – достигнута. Гипотеза – доказана. Положения, вынесенные на защиту, – состоятельны. Считаю исследование А.Ю. Луниной законченным и самостоятельным, имеющим перспективу. Проверка исследования на предмет плагиата показала 11% текстовых совпадений, которые относятся к использованию клишированных конструкций, названий статей и монографий, имён их авторов, а также к Списку использованной литературы, в котором фигурируют те же названия и имена. Анализ выявленных текстовых совпадений демонстрирует отсутствие плагиата. Научный руководитель: Гончар И.А.