Отзыв на Выпускную квалификационную работу на тему Образ средневекового города в «Хронике» Гийома де Нанжи (ум.1300). Дипломная работа А. Тихомировой посвящена анализу представлений средневекового человека о городах, городском мировоззрении, культуре и общественном развитии, нашедших отражение в одной из важнейших средневековых хроник, авторство которой принадлежит Гильому де Нанжи, жившему во второй половине XIII в. В своем труде Гильом де Нанжи выразил ряд классических аспектов средневекового самосознания через призму всеобщей хроники, жанра, который на время вышел из употребления в раннем средневековье, но приобрел новую значимость и вновь вызвал интерес у людей высокого Средневековья. Фактически, исторические сочинения и хроники этого периода перестали быть просто погодным изложением событий и превратились в сочинения, в которых авторы стремились создать определенный образ средневекового общества, отводя ему определенное место в развитии всеобщей истории. Таким образом, обращение к историческим сочинениям высокого Средневековья предполагает не просто проведение событийного анализа, а реконструирование системы представлений автора хроники, отразившего в своем сочинении наиболее важные аспекты самосознания современного ему общества. Важность анализа хроники Гильома де Нанжи в связи с рассмотрением истории средневековой городской культуры связана с тем, что в результате определенных тенденций, сложившихся в историографии XIX в. и связанных с развитием Романтизма, в анализе этих тем наметился некоторый перекос. В частности, стало обычным использовать для анализа городов и городского сословия то небольшое количество средневековых источников, которые рассматривали проблему с одной специфической точки зрения. Практически хрестоматийным стало использование Автобиографии Гвибера Ножанского, в которой описано городское восстание в Лане. Тем самым, данный текст стал опорой для многих историков, начиная с О. Тьерри, автора «Опыта истории происхождения и успехов третьего сословия»,видивших в описании Гвибера Ножанского признаки начала формирования в городской среде определенного самосознания, уже не связанного со средневековыми представлениями о структуре и иерархии власти. Безусловно, сочинение Гвибера Ножанского является важнейшим источником, однако уместно поставить вопрос о том, какое отношение к средневековым городам можно обнаружить в других исторических сочинениях этого периода. Не следует забывать, что Гвибер Ножанский был достаточно мало связан с верхушкой средневекового общества, он был отдан в монастырь в возрасте пяти лет, и поэтому большую часть жизни провел вне рамок современной ему феодальной иерархии. Более того, его отношение к своей жизни показывает, что в целом он был достаточно критичен к окружавшей его действительности как внутри, так и вне монастыря, поэтому его сочинение не может считаться достоверным отражением типичного взгляда средневекового человека на мир и на современное ему общество. Хроника Гильома де Нанжи представляет собой прямо противоположное сочинение, потому что ее автор был как раз полностью включен в систему иерархических связей средневекового общества. Более того, его сочинение представляется актуальным для исследования в силу того, что в истории изучения средневековых городов сложилась альтернативная О. Тьерри традиция, в рамках которой исследователи уделяли внимание не столько противостоянию городского общества со средневековой иерархией, сколько, наоборот, его взаимодействию. Квалификационная работа А. Тихоморовой посвящена именно этому аспекту анализа образа средневекового города, а именно, как в глазах историка, очень тесно связанного с военно-ленной иерархией средневекового общества, отразились города и городская культура. Квалификационная работа А. Тихоморовой состоит из нескольких глав, историографии вопроса, образу города в целом и образу Парижа в частности. Стоит отметить, что А. Тихомирова подняла в своей работе ряд тем, которые ведут свое начало от классических работ Л. Фон Маурера и М. Блока, и являются предметом очень серьезной полемики между нескольки школами исторических исследований. В частности, одним из вопросов является формальный статус городов в рамках средневековой системы правовых отношений. В то время как представители немецкой школы истории права видели в городе структуру, тесно связанную с разного рода общинными структурами средневековья, в том числе с крестьянской общиной, многие исследователи, и Л. Гансхоф и М. Блок как одни из наиболее влиятельных представителей этого направления, отвергли генетическую связь между общиной как символом поземельной зависимости и другими видами зависимости, из которых вырастал и статус вассала, и, отчасти, и статус города как коллективного вассала одного из представителей ленно-вассальной иерархии. Из их работ, появившихся в середине XX в., стало ясно, что вассальная зависимость не была тождественна поземельной, и что статус города скорее стоит рассматривать в контексте именно первой, а не второй. Стоит отметить, что автор квалификационной работы подняла эти тему, не увязнув в историографических спорах, однако, верно представив суть проблемы. Из ее исследования следует, что люди, составлявшие важнейшую часть средневековой иерархии власти, в целом рассматривали города как интегральную часть ленно-вассальных связей, и что они видели в городских сообществах людей, тесно связанных с представителями военной иерархии. Истинный характер этих представлений не поддается полному анализу в силу особенностей источника, но можно утверждать, что город виделся не просто как один из ресурсов того или иного королевского вассала, но как самостоятельное образование, которое было связано с ленно-вассальной иерархией особыми договоронностями. Города не были зависимы как могли быть зависимы крестьяне в рамках поземельной зависимости, и более того, они всегда были ответственны перед королем как главой феодальной иерархии королевства Франция. Квалификационная работа А. Тихомировой выполнена с учетом все современных достижений в области исторической науки, представляет собой самостоятельное исследование и соответствует всем требованиям, предъявляемым работам подобного рода. К.и.н., ст. преподаватель кафедры Истории средних веков Д.Н. Старостин