Отзыв научного руководителя на выпускную квалификационную работу на звание степени бакалавра Маулитовой Карины Александровны по теме: "Медиация как процедура и как технология» Специализация: 034300 – Конфликтология Работа Маулитовой Карины Александровны посвящена актуальной теме медиации в связи с проявившимися дискуссионными вопросами практики при развити социального института медиации в России. В настоящее время актуализировалась обсуждение о том, является ли медиация процедурой или технологией способом реализации примирения. Медиаторы - представители юридической сферы опираются на мнение юридических школ медиации, которые ограничивают применение медиации в правовых спорах, в виде примирительных процедур, ссылаясь на федеральный закон о медиации ФЗ-193. Медиаторы, пришедшие из других профессий, преувеличивают роль технологии в применении медиации. Работа посвящена рассмотрению понятия медиации, как имеющее сложную структуру. На самом деле составными частями медиации являются и процедура, и технология. В этом, тезисе состоит актуальность и новизна исследования, проведенного автором. Целью работы является выявление технологических и процедурных особенностей медиации. Автор исходит из того, что медиация является переговорами с участием третьей нейтральной стороны (как особая переговорная технология) и особым видом посредничества (как процедура). Процедурную составляющую медиации поддерживает и федеральный закон о медиации ФЗ-193. Причем, закон определяет медиацию и как процедуру, и как способ. Преуменьшение роли технологии (способа) в медиации сводит процедуру медиации к юридическому примирению участников спора. Подобные действия осуществляются в юрисдикционной практике и не требуют специального закона и специальных методов. К тому же, в такой процедуре акторами являются участники судебного процесса, что противоречит вышеупомянутому закону и смыслу медиации. Автор рассматривает понятийную сущность медиации, которая предопределена не только опытом практического применения, но и сутью предлагаемой процедуры, а также способом ее применения. Основанием для этого являются не только международные правовые , а, в основном, российские нормативно-правовые акты. Автором рассмотрено понятие юридической процедуры и систематика юридических процедур , исходя из причинности и необходимости ее появления в праве. Отмечено, что важным закреплением процедуры медиации является наличие специального обучения. Подчеркнуты базовые принципы процедуры и ограничения ее применения. Рассмотрена и вторая составляющая понятия медиации - технология. Убедительно показано, что процедурная часть является рамочной и не дает возможности опираться на существующие способы урегулирования споров. Автор подчеркивает, что технология привносит в медиацию структурность, наличие целей и задач, которые вносят значительный ряд компетенций для профессиональной деятельности и должны быть учтены в профессиональном стандарте. Результаты работы могут быть использованы в учебных образовательных программах высшего образования и в дополнительных профессиональных образовательных программах. Список литературы достаточный, отражает необходимую литературу и информацию, требующуюся для раскрытия темы выпускной работы. Работа, в целом, заслуживает признания и отличной оценки. Работа соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам на звание степени бакалавра и выдаче диплома о высшем профессиональном образовании. Доцент, к.б.н., доцент А.Д. Карпенко каф. конфликтологии Института философии СПбГУ