Отзыв рецензента о выпускной квалификационной работе В.И. Прокофьевой "Cоциально-экономический статус семьи и речевое развитие русскоязычного ребенка (анализ данных лонгитюдных исследований)" на соискание степени бакалавра филологии В работе В.И. Прокофьевой рассматриваются несколько интересных тем: влияние социально-экономического статуса семьи на языковое развитие ребенка, причины и источники такого влияния, коммуникативные стратегии матери и факторы, благоприятствующие языковому развитию маленьких детей. Автор работы опирается на материал записей спонтанной речи, который был проанализирован при помощи специальных компьютерных программ, что позволило объективно оценить такие параметры речи, как средняя длина высказывания, процент слов различных частей речи, процент повтор и самоповторов, лексическое разнообразие. Поэтому исследование выполнено на современном уровне, с учетом важнейших достижений онтолингвистики. Концепция автора опирается на ряд зарубежных исследований, в которых подчеркивается значительное и неблагоприятное влияние низкого социального статуса на языковое развитие детей. Поскольку в России этот аспект изучен явно недостаточно, рецензируемая работа представляется актуальной и имеющей большой теоретический и практический потенциал. Важно определить, является ли такое влияние неизбежным следствием низкого имущественного и образовательного статуса родителей или его можно смягчить или избежать. Полученные результаты важны: у одного из двух обследованных детей параметры речевого развития оказались абсолютно соответствующими норме, в то время как во втором случае наблюдалось отставание. К благоприятным факторам в первом случае автор относит потомственную многодетность бабушки (которая является основным воспитателем) и большой объем разнообразного речевого инпута, получаемого первым ребенком. Во втором случае неблагоприятным фактором мог быть наследственный невроз (которому, кстати, уделено недостаточно внимания, хотя в лингвистической работе это объяснимо). Интересны некоторые выводы автора: так, оказалось, что различные материнские стратегии определяются не только долей директивных высказываний и отрицательных императивов в речи матери, но и процентом номинаций в ее речи. Высокий процент имен существительных может свидетельствовать об инициативной речевой тактике, в то время как повышенная «глагольность» говорит о частых эллипсисах и косвенно может свидетельствовать о том, что мать недостаточно учитывает языковой уровень ребенка. При очевидных достоинствах, работа имеет и ряд недостатков. В библиографии отсутствуют работы Г.Р. Добровой, которая специально занималась исследованиями различных стратегий усвоения языка детьми. Некоторые работы, упомянутые в списке, не используются в тексте (например, работы Е.Ю. Протасовой, А.Р. Лурии, Н. Хомского – вероятно, список можно продолжить). Тема работы лежит на стыке социологии и лингвистики. Вероятно, поэтому некоторые рассуждения автора, в особенности те, которые касаются социологии, не отличаются глубиной. Например, приведя подробную и детальную классификацию СЭС Н.М. Римашевской, автор затем немотивированно возвращается к упрощенной схеме «низкий – средний – высокий СЭС». Следует пояснить этот выбор во время защиты. Вызывает сомнение сравнение и интерпретация величин в таблицах 5 и 6. В них представлены данные о количестве словоформ и словоупотреблений в диалогах двух матерей с детьми. При анализе автор говорит о различиях в лексическом разнообразии. Однако простой подсчет словоформ и словоупотреблений зависит от длины записи и не является показателем лексического разнообразия. Хотя текст тщательно подготовлен, он не свободен от некоторых ошибок и опечаток. Указанные сомнения не влияют на общую высокую оценку работы. Исследование В.И. Прокофьевой завершено, самостоятельно, современно, актуально и заслуживает хорошей оценки. К.ф.н. доцент кафедры русского языка РГПУ им. А.И. Герцена И.Н. Левина