РЕЦЕНЗИЯ Выпускную квалификационную работу, выполненную на кафедре «Социология молодежи и молодежной политики» СПбГУ студенткой 4 курса по направлению 040100 «Социология» Ознобишиной Вероникой Владиславовной на тему: Место образовательной потребности в структуре общества потребления. Рецензент: Доцент кафедры «Социологии и социальной работы» факультета социологии и управления социальными процессами СПбГЭУ, кандидат социологических наук Михайлова Елена Александровна. Тема выпускной квалификационной работы Ознобишиной Вероники Владиславовны обусловлена динамичными изменениями в сфере образовании, когда образование из общественного блага трансформируется в статус сферы услуг, открывая новые возможности и перспективы получения образования. Однако неразвитость рынка труда, неспособность образования выполнять фактор социального лифта, соответственного достижения жизненного успеха, - ставит под сомнение целесообразность получения образования, актуализируя изучение образовательной потребности в системе потребления услуг. Работа Ознобишиной В. состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Следует отметить, что автор взяла в качестве дипломной работы довольно сложную тему, малоизученную в отечественной социологии. Поэтому, вполне обоснованно дипломантка обращается к западным теориям потребности. Во введении автор отмечает, что образование выполнят совокупность функций, не свойственных ни одному социальному институту. В теоретической части за основу изучения потребностей, автором взяты теории А. Маслоу, Г.Мюррея, К. Альдерфера, Ф.Герцберга. Ознобишина В. внимательно изучила теории указанных авторов, которые нашли свое применение в эмпирической части исследования при формулировании задач и гипотез исследования. Заслуживает внимания проведенный дипломантом сравнительный анализ содержаний теорий потребностей, выявление их отличительных особенностей , общее и специфическое по теории каждого из авторов. Образовательные потребности в работе рассматривается автором как самостоятельный объект исследования. Проведя различие между междисциплинарными подходами, автор находит общее в подходах в понимании потребности между психологией и социологий: «рассмотрение потребности как состояния нужды», что становится источником деятельности индивида. Следует отметить, что автор исследования сумела увидеть в процессе работы над источниками, структурные элементы образовательных потребностей (мотивации, ценности), дала классификацию потребностей, однако ограничилась лишь тезисным изложением, не раскрыв содержание заявленных положений. Значительное место в исследования автором уделяется соотношению образовательных потребностей и общества потребления. Дипломантка справедливо отмечает новизну понятия потребительство как исследовательской категории, так и социального явления, обусловленное процессами финансовой глобализации, соглашаясь с авторами работ о негативной составляющей потребительства. Обосновано в рамках данного аспекта обращение автора к работе Д.В. Иванова, в котором ставится проблема трансформации функции образования, девальвации его как ценности. На основе анализа целого спектра западных теорий потребностей, автор вывод о том мотивирующей функции потребности к активности. Образовательную потребность видит в мотивации к получению образования. Заслуживает одобрения использование автором теории потребностей А. Маслоу применительно к обществу потребления, описанное Г. Маркузе, к образовательным потребностям современной молодежи. Эмпирическая часть работы посвящена анализу результатов исследования, проведенного Ознобишиной В. среди студентов факультета социологии. Автор, основываясь на результатах исследования, сделала попытку выявить наличие связи образовательных потребностей с ценностями и жизненными стратегиями молодого поколения, которые, в свою очередь, обусловлены функциями образования. Основным недостатком рецензируемой работы является следующее. С одной стороны, в первой части достаточно подробно и логично прорабатываются теоретические основания для исследования образовательных потребностей и формулируются ключевые положения. С другой стороны, эмпирическая часть содержит обоснованно и логично сформулированные цели, задачи, объект, предмет и гипотезы исследования. При этом эмпирические индикаторы представляются недостаточно чувствительными и как результат частично реализованный замысел эмпирического исследования. С учетом этих недостатков в целом работа соответствует требованиям к выпускной квалификационной работе и заслуживает положительной оценки и рекомендуется для защиты. Доцент кафедры «Социологии и социальной работы» факультета социологии и управления социальными процессами СПбГЭУ, кандидат социологических наук /Михайлова Е.А./