Отзыв о выпускной квалификационной работе В.Н. Поляковой «Наследие Г.Н. Караева и туристические путешествия по местам боев Гражданской и Великой Отечественной войны в окрестностях Санкт-Петербурга» Выпускная работа посвящена теме, весьма важной и актуальной в настоящее время. Это связано как активным обсуждением в российском обществе событий Гражданской и Великой Отечественной войны, так и с перспективой развития внутреннего туризма в настоящее время. Представленное исследование также актуально потому, что дает представление о принципах патриотического воспитания подрастающего поколения в конце 20-х – 50-е гг. ХХ века. Понятен в связи с этим и интерес, который вызывает эта тема у отечественных исследователей. Однако не все ее аспекты остаются в должной мере изученными. Сказанное в полной мере относится к такому вопросу как жизнь и творчество ученого, историка и военного писателя Г.Н. Караева. Избранный В.Н. Поляковой для изучения сюжет, таким образом, по своей значимости отвечает требованиям, предъявляемым к темам выпускных квалификационных работ. При этом автор исследования сумел заполнить результатами своих изысканий некоторые имеющиеся в литературе лакуны, касающиеся особенностей патриотического и военного воспитания школьников в изучаемую им эпоху. Рецензируемая работа написана на основании широкого круга источников и литературы. Основу исследования составили труды Г.Н. Караева и многочисленные архивные источники. Автор хорошо знает труды предшественников и вполне корректно использует результаты их исследований. Данное обстоятельство, равно и широкий круг привлеченных материалов, критический их анализ обеспечили достоверность наблюдений и обоснованность выводов, сделанных В.Н. Поляковой. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка и использованных источников и литературы. Отметим также обширное приложение, включающее в себя фотографии Г.Н. Караева и фотодокументы архива 2-й Санкт-Петербургской гимназии, которую окончил ученый, схемы маршрутов по местам боев и сражений Гражданской и Великой Отечественной войны, а также фотографии обложек книг и пособий. Изложение строится по проблемно-хронологическому принципу. Структура работы логична и отвечает задачам, поставленным автором. В работе всесторонне исследуется биография и творческая деятельность Г.Н. Караева и дается подробный анализ всех опубликованных его работ. На основе тщательного изучения богатого наследия ученого В.Н. Поляковой реконструирована методика военизированных путешествий, предложенная Г.Н. Караевым, рассматриваются его многочисленные путеводители по местам сражений Гражданской войны и серия очерков, посвященных городам-героям Великой Отечественной войны. Благодаря глубокому анализу трудов ученого В.Н. Полякова приходит к весьма существенному выводу об изменении жанра трудов Г.Н. Караева, от профессиональных и научных произведений до популярных и художественных очерков, ориентированных на подрастающее поколение. Таким образом, как справедливо замечает автор работы, достигалась популяризация знаний о двух крупнейших конфликтах, затронувших нашу страну в первой половине ХХ века (с. 70). Наконец, несомненным достоинством работы являются предложения по практическому использованию опыта Г.Н. Караева в сфере внутреннего, в частности, экстремального, туризма, равно как и военно-патриотической подготовки населения (с. 72). В целом, тема раскрыта В.Н. Поляковой с должной полнотой. Сделанные выводы принципиальных возражений не вызывают. Однако, как и любое исследование, работа В.Н. Поляковой не свободна от недостатков. Прежде всего, больше внимания следовало бы уделить введению работы, в частности, обзору архивных источников из РГАЛИ и архива 2-й С.-Петербургской гимназии. К сожалению, во введении отсутствуют ссылки на источники и историографию, а в самой работе – список сокращений, что иногда затрудняет восприятие текста. Спорным выглядит тезис автора о том, что яркий пропагандистский характер совместной работы Г.Н. Караева и Л.В. Успенского «Пулковский меридиан» (М., Л., 1939), «можно объяснить тем, что в те тяжелые послевоенные (видимо – довоенные – А.Р.) времена детская литература испытывала кризис. В ней не хватало «героизма». Подрастающее поколение не знало на кого равняться, чьи подвиги повторять, а произведения, посвященные событиям гражданской войны, появлялись только во взрослой художественной литературе» (с. 49). Как представляется, кумирами предвоенной детворы были В.И. Чапаев или В. Чкалов, а примером для подражания могли служить персонажи А. Гайдара («Тимур и его команда»). Наконец, отметим небольшие стилистические замечания и встречающиеся в тексте опечатки. В целом, работа выполнена на вполне высоком профессиональном уровне, отвечает всем требованиям, предъявляемым к такого рода работам и заслуживает высокой оценки. Рецензент: к.и.н., главный архивист СПб ГКУ «ЦГИА СПб» Румянцев А. Г. 24.05.2016 г.