ОТЗЫВ научного руководителя на выпускную квалификационную работу Бойко В.Ю. «Понятие возвышенного духа в эстетике немецкого романтизма» Предметом работы Бойко В.В. выступает романтическая художественная «онтология», которая формируется в Германии под непосредственным влиянием идей немецкой классической философии. Хотелось бы отметить, что Бойко В.Ю. взялась за очень сложный предмет исследования – выявление онтологии субъективного духа в мировоззрении романтиков. Дело в том, что большинство романтиков, скорее, литераторы и критики, нежели философы; они не строили систем, но, вместе с тем, имели целый ряд метафизических убеждений. Идеи Канта, Фихте, Шеллинга Гегеля творчески перерабатываются такими авторами, как Гете, Новалис, Гельдерлин, Шиллер, Вакенродер, в эстетически ориентированную, символическую философию, в которой на первый план выходит не трансцендентальная дедукция категорий, а рефлексия над опытом субъективного переживания. Поэтому романтическая эстетика – это форма символизма субъективного духа, который стремится обрести эйдетическое совершенство в самосознании. Вместе с тем, диалектическое противоречие в романтическом сознании, наряду с логической определенностью, приобретает и психологическую остроту; можно предположить, что на уровне субъективности романтики впервые ставят такие проблемы, которые лишь намечены у Гегеля, к примеру, проблему экзистенции. Работа Бойко В.Ю. состоит из двух глав. Первая глава посвящена выявлению идей немецких классических философов, которые оказали влияние на романтизм. Вторая глава посвящена собственно исследованию художественной онтологии субъекта у крупнейших представителей романтизма. Хочу отметить, что в этой самостоятельной и творческой работе автор сумела разграничить такие классические дискурсы немецкой мысли, как философию и поэзию. Хотя философия и поэзия эпохи романтизма взаимосвязаны, автор верно представляет таких мыслителей, как Гете и Новалис, именно как художников, которые выстраивают философию с эстетических позиций. В этом автор справедливо усматривает оригинальность романтической философии как именно символической, образной мировоззренческой системы. Следует также учесть, что Бойко Ю.В. перед приходом на кафедру онтологии и теории познания специализировалась по кафедре истории философии; поэтому работа оказалась смежной между историей философии и онтологии и теории познания. Но для работы студенческого уровня такая смежность, на мой взгляд, является существенным плюсом. Онтологическая идея становления романтической субъективности показана на обширном историко-философском материале. В этой связи, полагаю, что работа Бойко Ю.В. является самостоятельным исследованием, соответствующим всем требованиям, предъявляемым к ВКР, и заслуживает оценки «отлично». д.ф.н., проф. Никоненко С.В.