РЕЦЕНЗИЯ на квалификационную работу бакалавра По направлению – 033000 Культурология Профиль – «Культура Италии» института Философии Санкт-Петербургского государственного университет Моховой Анастасии Александровны. на тему: «Структура итальянского музыкального либретто и его философско-эстетический и аксиологический аспекты». Квалификационная работа Моховой Анастасии Александровны «Структура итальянского музыкального либретто и его философско-эстетический аспекты» представляет собой достойное аналитическое исследование, в котором представлены особенности развития музыкальной культуры, через искусство оперы, именно в этом музыкальном жанре, по мнению соискателя, проявляется диалогичность различных культур. В представленной работе автор рассматривает вопросы, которые связаны с изучением итальянского музыкального либретто. Надо отметить, что данная проблема действительно является и сложной, и интересной одновременно; более того, проблема либретто – это та часть оперного жанра, которая не всегда готова к глубокому изучению, скорее рассматриваются частные вопросы такие как: либретто как элемент синтеза искусств – т.е. соединение литературы – музыки – театра, хотя, здесь уже можно говорить о диалоге между композитором и драматургом, между композитором и художником и т.д. Хочу согласиться с Анастасией Моховой, которая очень подробно, с хорошим убеждением говорит и доказывает возможность изучения оперного либретто с позиции философского осмысления, эстетического восприятия и ценностной значимости. Надо отметить, что работа отличается хорошим знанием музыкального материала, научных исследований по данной проблематике, что позволило правильно поставить цель и задачи, которые, прежде всего, заключались в выявлении специфики структуры итальянского музыкального либретто как одного из компонентов диалогичности культур и синтеза искусств в итальянской музыкальной культуре. Здесь чётко прослеживается последовательность раскрытия задач: обоснован взгляд на становление оперной либреттистики в теории и методологии; выделены философско-эстетические и аксиологические аспекты итальянского музыкального либретто; представлены исторические, культурные и литературные аспекты изучения либретто; рассмотрены общие тенденции либретто для жанра оперы; а также интересно преподнесён материал по эволюционно-исторической связи оперной либреттистики с литературой и драматическим театром, что собственно и формирует диалогичность не только разных видов искусства, но и разных культурных предпочтений. Стоит отметить и научность данного исследования. Во-первых, присутствует культурологический анализ эволюции оперного либретто, его историческая значимость не только для итальянской музыкальной культуры, но и для всемирной истории музыки и театра. Во-вторых, интересным является междисциплинарный методологический приём изучения аспекта синтетичности итальянской оперы с позиции культурологии, музыковедения и эстетики, так как театр это своеобразный организм, который находится в постоянном изменении, отсюда и обновляющаяся театральная эстетика, которая создаёт новые подходы к изучению либретто вместе с музыкальным театром. Хочу особо отметить тот факт, что Анастасия Мохова довольно смело, исследует данную проблематику, тем более что особого внимания к изучению «оперного либретто» лишь в опосредованном виде, известно лишь рассмотрение «оперного либретто» как связь между литературой и музыкой, что и позволило музыковедам и культурологам отнестись к этому вопросу не так досконально. Однако, как пишет соискательница: «Изучение наследия крупнейших либреттистов прошлого, а также классиков русской и мировой культурологической и музыковедческой мысли, вместе с анализом трудов по истории музыкального театра показали, что вопрос либреттистики на сегодняшний день не имеет специального освещения, но в перспективе находится выделение либреттологии в самостоятельную научную дисциплину». (см. ВКР Моховой А.А. стр. 45). Хотя в данном исследовании невозможно исчерпать обозначенную проблему интерпретации и понимания культурных смыслов в музыкальном творчестве, но открываются перспективы для изучения данного процесса в его различных исторических и культурных аспектах. И найденный автором комплексный метод синтеза сравнительно-исторического и культурно-исторического анализа помогает решать проблемы соотношения вопросов структурно-смысловой организации процесса создания либретто. Конечно, поиск новых методов в междисциплинарном изучении музыковедения и культурологии должен быть продолжен, поскольку различные виды искусства постоянно развиваются, синтезируются и видоизменяются, и это, безусловно, требует более пристального научного внимания. Достоинства данной работы позволяют материалы ВКР представить в качестве самостоятельной статьи в научном издании. Конечно, данной работе, как и любой другой, присущи некоторые недостатки. Может быть, структурированность на главы, а в работе их 4 с соответствующими подпунктами, может, стоило какие то пункты объединить, хотя последовательность изложения вполне логична. Ещё возникает вопрос – почему анализируется только Дж. Верди и А. Гислацони, опера «Аида» (несомненно, анализ хороший, радует, что студентка стихотворный текст излагает на итальянском языке с соответствующим переводом), но ведь были и другие композиторы, и не менее именитые либреттисты, например В. Беллини – Ф. Романи, или совсем неординарное явление в оперном творчестве как Р. Леонкавалло – композитор и либреттист? И, тем не менее, работа аккуратно оформлена, написана грамотным языком, в хорошем публицистическом стиле, читается и воспринимается достаточно легко, с интересом. Выводы автора, сделанные по ходу рассмотрения проблемы, вполне убедительные. Автор понимает проблему, пытается формулировать научные и практические задачи и находить адекватные средства их решения. Полагаю, что ВКР Моховой Анастасии Александровны написана самостоятельно, и является добросовестной работой. Выводы и обобщения работы вполне приемлемы. Результаты проведенного культурологического, исторического и творческого исследования информативны. Работа включает в себя введение, 4 главы, заключение, список литературы, состоящий из источников на русском и иностранных языках. Полагаю, что квалификационная работа соответствует заявленной теме и современным требованиям, может быть оценена положительно («отлично»). Рецензент: д. филос. н., профессор, кафедры русской философии и культуры Института философии СПбГУ Соколов Е.Г.