Отзыв на выпускную квалификационную работу студентки IV курса Смолиной Дарьи Андреевны «Проблема справедливого отношения к социально-исключенным группам в современном российском обществе (на примере бездомных г. Санкт-Петербурга)» по направлению подготовки 033700 – Прикладная этика (бакалавриат) Представленная работа Смолиной Дарьи Андреевны «Проблема справедливого отношения к социально-исключенным группам в современном российском обществе (на примере бездомных г. Санкт-Петербурга)» является самостоятельной (согласно данным, полученным в Blackboard, заимствования составляют 2% и относятся к стандартным формулировкам, списку использованной литературы и элементам оформления работы) и полностью соответствует требованиям, предъявляемым к выпускной квалификационной работе по направлению подготовки 033700 – Прикладная этика, а именно: 1. Проблематика темы исследования является актуальной. В работе исследуется феномен справедливости и то как действуют механизмы распределения справедливости в российском обществе в отношении социально-исключенных групп (в частности бездомных). Данное исследование обращено к острой социальной тематике, которая остается неохваченной в социо-гуманитарных исследованиях в отечественной традиции, однако требует раскрытия и тщательного анализа. 2. Название работы соответствует ее содержанию. Содержание и структура работы полностью соответствует названию работы. В первой части работы раскрывается понятие социально-исключенной группы, рассматриваются основные подходы к проблематике социального исключения, во второй части автор обращается к концепту справедливости и его ключевым интерпретациям. Третья часть работы освещает результаты эмпирического исследования, проведенного с целью выявления основных ориентаций трех групп респондентов в фокусе справедливого отношения к социально-исключенным группам (бездомным). 3. Исследование имеет четкую целевую направленность. Цель работы четко определена во вступлении к работе: в широком смысле это определение гомогенности понятия справедливости («справедливого» в современном российском обществе), в узком – это установление специфики справедливого отношения к представителям социально-исключенных групп. Цель исследования достигается путем решения конкретных задач: определение восприятия справедливости различными социальными группами; анализ феномена морального аутсайдерства социально-исключенных групп; определение «справедливого» и справедливых практик в отношении социально-исключенных групп. 4. В работе продемонстрирована логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на прочных теоретических знаниях по избранной теме и убедительных аргументах. В работе автор последовательно приводит контекст проблемы, формулирует гипотезу, ставит цель и конкретные задачи. Структура работы жестко следует исследовательской логике, а приводимые и используемые концепции (Аристотеля, П.Рикера, Дж.Ролза) имеют общепризнанную значимость, аргументация имеет цельный и убедительный характер. В эмпирической части применяются апробированные и эффективные методы: контент-анализ, дискурс-анализ. Для исследования определена конкретная и локализуемая социально-исключенная группа – бездомные. 5. Материал изложен корректно с учетом принятой научной терминологии. Автор работы опирается на общепризнанную и широко используемую терминологию как в теоретико-методологической части, так и собственно в эмпирической части исследования. Отдельно необходимо положительно оценить то, как в работе органически решается проблема трансляции методологии и терминологии социальных наук (контент-анализ, дискурс-анализ) в сферу гуманитарного знания и концептов (понятие и теории справедливости). 6. Полученные результаты достоверны и выводы обоснованы. Данное исследование имеет практическую и социальную значимость, так как никто не исследует подобным образом социально-исключенные группы, а именно бездомных. Исследование позволило сделать вывод, что справедливость не является гомогенным понятием. Идея справедливости свойственна каждому, но то, как она представлена в разных группах позволяет по-разному оперировать данным понятием и выстраивать различные действия по отношению к социально-исключенным группам. 7. Стиль написания является научным и способствует лучшему пониманию теоретико-методологических установок исследования, его хода, описания полученных результатов в форме выводов. Автор, бесспорно, обладает навыками академического письма и представления результатов исследований. Работа оформлена в соответствии с требованиями, согласно ГОСТ. Работа заслуживает оценки «отлично». Ассистент кафедры этики Д.А. Гусев 13.05.2016