ОТЗЫВ научного руководителя на выпускную квалификационную работу Татьяны Михайловны Котельниковой «Тема творчества и творца в романе В. Набокова “Приглашение на казнь”» Последние три десятилетия и для многих российских читателей, и для многих российских филологов прошли под знаком открытия Набокова. За эти годы в российском набоковедении было сделано немало: изданы комментированные собрания сочинений русскоязычных и англоязычных произведений писателя, биографические материалы, собрана и прокомментирована прижизненная критика, опубликованы многочисленные исследования, посвященные и детальному изучению конкретных произведений, и месту Набокова в литературном процессе — как русском, так и мировом, и связям его художественного мира с культурно-историческим контекстом эпохи, в том числе — и философским, и специфике набоковского текста. В результате, сегодня творчество Набокова, особенно его знаменитые романы, можно считать хорошо изученным. Наличие авторитетных и хорошо аргументированных концепций одновременно и облегчает, и усложняет задачу молодого исследователя. С одной стороны, современное набоковедение уже описало основные закономерности набоковского художественного мира и предложило их интерпретацию. Это дает начинающему филологу необходимую базу для собственных изысканий. С другой стороны — обширная научная литература требует времени на освоение и анализ, поиск и осмысление собственной научной позиции среди разнообразных, а порой и контрастных точек зрения. Выпускная квалификационная работа Т. М. Котельниковой — первый шаг на пути профессионального исследования, и шаг абсолютно самостоятельный. Многие особенности представленного к защите сочинения определяются именно этими двумя обстоятельствами. Проблематика работы и ее композиция, выбор научной базы исследования, логика построения глав, техника аргументации и даже стилистика работы целиком определены ее автором. Научному руководителю был представлен только первоначальный замысел и итоговый вариант работы. Татьяна Михайловна ставит перед собой очень сложную задачу: в своем исследовании она предпринимает попытку соединить в целостную концепцию результаты анализа отдельных мотивов романа, элементов повествовательной структуры и некоторых философских идей, имеющих отношение к интерпретации выбранных мотивов и, как свидетельствуют биографические источники, важных для Набокова. Задача, повторю, сложная, но Татьяна Михайловна этой сложности не боится. В анализе мотивов, повествовательной структуры есть целый ряд интересных и точных наблюдений. К сожалению, работа изобилует опечатками, есть существенное количество недочетов в библиографическом оформлении, а стилистическая небрежность затрудняет понимание выстраиваемой в работе и, безусловно, имеющей право на существование научной концепции. Научный руководитель доцент И. Э. Васильева