Р Е Ц Е Н З И Я на выпускную квалификационную работу по направлению подготовки 040100 «Социология», основной образовательной программы бакалавриата Санкт-Петербургского государственного университета БАРДИК АЛЕКСАНДРЫ ИГОРЕВНЫ по теме: «Семья в исламе: социологический анализ на материалах по Санкт-Петербургу». Выпускная квалификационная работа Бардик Александры Игоревны является важным в научно-теоретическом и практическом отношении. Несомненно, что актуальность темы исследования обусловлена необходимостью комплексного изучения особенностей религиозного самосознания и самоидентификации, занимающей все более значимое место, как в жизни отдельной личности, так и в социальных процессах. Научная новизна диплома обусловлена самим характером темы, постановкой исследовательских задач. Можно констатировать, что в работе Бардик А.И. предпринята достаточно смелая попытка – социологический анализ социального института семьи в исламе, при этом, изучение этого вопроса неразрывно связано с историко-научными аспектами развития гендерных исследований и социологии семьи. Кроме этого, тема затрагивает гендерные аспекты проблемы воспроизводства религиозных норм и ценностей, поскольку именно женщинам принадлежит особая роль в распространении религиозного опыта. Часто, даже не осознавая этого, они являются активными проводниками религиозных знаний и чувств на уровне межличностных отношений, в семье, способствуя сохранению и передаче религиозных традиций из поколения в поколение. Выпускная квалификационная работа очень удачно сочетает в себе теоретический и эмпирический аспект данной проблемы. Автору удалось грамотно определить цель и задачи исследования. В первой и второй главах работы автором проведен обзор основных подходов к изучению семьи, показаны особенности мусульманской семьи как модели, зафиксированной в нормах ислама, а также описаны наиболее значимые признаки и качественные характеристики современной мусульманской семьи. Тем не менее, несмотря на обширное описание истории ислама, гендерных отношений в мусульманских семьях, автору не удалось обратиться к богатому теоретическому и эмпирическому материалу, накопленному более чем за 50 лет феминистских религиозных дискурсов и практик (М.Dalay, C.Christ, H.Hein, T.Eugen, G.Stenstad). Кроме этого, во введении и первом параграфе первой главы, Бардик А.И. описывая теоретико-методологическую базу исследования, указывает на структурно-функциональный анализ, описывает его, но в самой работе данный подход практически не находит своей реализации, что, впрочем, вполне объяснимо, так как для этого необходимы знания и навыки, которые студент при переходе к новым образовательным стандартам получает только в магистратуре. Это также относится и к предыдущему замечанию. В третьей главе, автор обращается к эмпирическим исследованиям в изучаемой области, а также приводит результаты собственного исследования, проведенного следующими методами: - вторичный анализ данных, - опрос. Результаты исследования показали, что для мусульман г. Санкт-Петербурга в целом характерно совпадение семейных ценностей и норм с ценностями ислама, в некоторых случаях они приобретают модифицированную форму. Автором выпускной квалификационной работы доказано, что семья – главная ценность для современных мусульман. Именно в семье жизнь становится гармоничнее, интересней, плодотворней. Забота о близких делает человека сильным, ответственным за свои поступки. Стоит отметить, что исследование, проведенное Бардик А.И., в своих основных выводах полностью совпадает с теоретически и эмпирически обоснованным положением о том, что различия в типах гендерных отношений не являются феноменом только ситуативно обусловленным, а имеют более фундаментальные религиозные основания. В качестве замечания обращает на себя внимание, то, что автору не удалось в результате исследования четко обосновать некоторые выводы: «…В работе было установлено, что основными фактами, которые свидетельствуют о трансформации семейных ценностей ислама являются следующие: - ослабление мусульманской семьи, выражающееся в росте числа разводов, распространении так называемых «гражданских браков» и других видов социального партнерства; - рост нуклеарных семей. Это означает распад мусульманских семейных кланов, обособление семей друг от друга; - снижение рождаемости; - увеличение числа неполных семей; - распространение случаев сознательного невступления в брачные отношения и поиск других форм взаимоотношений». Для дальнейшего исследования по данной теме можно порекомендовать обратиться не только к вторичному анализу результатов ранее проведенных социологических исследований, но и к статистическим данным, отражающим особенности динамики религиозности, изменений института семьи и гендерной идентичности в России, тем более, что эти данные являются наиболее доступными и репрезентативными. В целом, исследование Бардик Александры Игоревны демонстрирует хорошую теоретическую проработку данной темы, умения и навыки в применении эмпирических методов исследования, а также полностью отвечает всем требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, и заслуживает положительной оценки. Рецензент: к.соц.н., доцент кафедры теории и истории социологии, Ломоносова М.В. 14 мая 2016 года.