Рецензия на выпускную квалификационную работу «ПРОАКТИВНЫЙ ПОДХОД К ВОССТАНОВЛЕНИЮ РЕСУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ УЧАСТИЯ В ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)» бакалавра 4 курса очного отделения по направлению Психология Крухмалевой Анастасии Вадимовны Выпускная квалификационная работа Крухмалевой Анастасии Вадимовны посвящена актуальной в настоящее время теме изучению проактивного подхода к восстановлению ресурсов профессионального здоровья. Часто звучат слова о профилактике здоровья, о здоровом образе жизни, о том, что нужно постоянно уделять внимание восстановлению ресурсов для сохранения как физического, так и профессионального здоровья. Но большинство людей все равно используют реактивный подход, начиная предпринимать какие-либо усилия по восстановлению профессионального здоровья только тогда, когда уже все ресурсы истощены. Это влечет за собой множество проблем, начиная с плохого самочувствия и заканчивая хронической усталостью и снижением работоспособности. Поэтому тема исследования представляется очень важной. Особенно интересно то, что Анастасия Вадимовна в качестве объекта исследования выбрала людей социономических специальностей, участвующих в любительском хоре. Отдых, как способ проактивного восстановления ресурсов профессионального здоровья изучен недостаточно, тем более такой его вид, как хоровое пение. По формальным критериям работа не полностью соответствует требованиям: она состоит из аннотации на русском и английском языке, введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 41 источник, из которых 4 на английском языке. Содержание дипломной работы изложено на 57 страницах, проиллюстрировано 19 рисунками. К сожалению, в работе не представлены выводы по результатам исследования. Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируется цель исследования, задачи и гипотеза. Гипотеза исследования сформулирована обтекаемо и неконкретно, что не позволит подтвердить ее или опровергнуть. Не представлены объект и предмет исследования. Первая глава представляет собой литературный обзор, который написан грамотным научным языком. В ней рассмотрены понятия профессионального здоровья, копинг-поведения, проактивного совладающего поведения, но недостаточно четко раскрыто содержание проактивного подхода. Последовательность изложения материала выстроена достаточно логично, но параграфы являются слишком маленькими (2-3 стр.), да и объем Главы 1 всего 15 стр. Отсутствуют выводы по теоретическому анализу. Во второй главе формулируются цель, задачи и гипотеза исследования, которые соответствуют теме исследования, представлено подробное описание методик исследования. Формулировка гипотезы, представленной в главе 2, не соответствует формулировке гипотезы во введении. Выборка респондентов (63 человек) достаточна для получения достоверных результатов, представлено описание их характеристик. Не описаны методы математико-статистической обработки данных, с помощью которых проводилась обработка результатов, поэтому не понятно на каком основании использовались те или иные критерии и коэффициенты. В третьей главе приводится описание полученных результатов. Последовательность изложения результатов не соответствует поставленным задачам: задач исследования 6, а параграфов в главе 3 всего 4, результаты по задаче 4, 5 и 6 объединены в один параграф. Обсуждение полученных результатов носит большей частью описательный характер, не включает в себя подробную психологическую интерпретацию. Глава 3 содержит необходимое количество иллюстративного материала, но не под всеми рисунками есть подписи, что затрудняет их восприятие и понимание. Замечания: 1. Неконкретно сформулирована гипотеза. 2. Нет описания методов математико-статистической обработки результатов. 3. Отсутствуют выводы. Выпускная квалификационная работа Крухмалевой Анастасии Вадимовны оставляет впечатление интересного, но не доработанного исследования, в целом соответствует предъявляемым требованиям, поэтому поддерживаю данную работу и оцениваю «хорошо». 26.05.2016 Ст. преподаватель кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности, Мясникова С.В.