Интерес к социальной психологии и тем более к ее донаучным формам – явление достаточно редкое, если иметь в виду тематику выпускных квалификационных работ студентов-медиевистов. И.Н. Вершинин поставил перед собой достаточно сложную задачу – разобраться в перипетиях кризисного восприятия англичанами раннего Нового времени общества, в котором они живут. Задача осложнялась тем более тем, что в качестве основы для своих изысканий Игнат Николаевич избрал не самое легкое и по объему, и по содержанию произведение – трактат Роберта Бертона «Анатомия меланхолии», который по праву считается одним из самых первых (наряду с работами его старшего современника Уильяма Сиббса) сочинением, поднимающим различные социально-психологические сюжеты. Историография, сложившаяся вокруг этого произведения, обычно отмечает его предвосхищающий более поздние открытия характер и, как правило, сосредотачивается на анализе побуждающих эти новации мотивах, преднамеренно модернизируя содержание этого сочинения. В противоположность своим предшественникам И.Н. Вершинин, хотя и склонен разделять идею о новаторской природе «открытий» Бертона, во многом склонен объяснять представленные им построения предшествующей, главным образом, поздней ренессансной традицией. Структура рецензируемой работы во многом также определяется отмеченным подходом. И.Н. Вершинин исходит в своем анализе их характерной для ренессансных авторов индивидуализирующей тенденции, отчасти полагая, что меланхолия как состояние проявляется не только в сознании автора, но и в окружающем его обществе. Характерные для такого общества кризисные явления, связанные не столько с упадком ренессансных идеалов личности, сколько с известной девальвацией общественных ценностей порождают совершенно иной тип личности, а именно личности, дезориентированной в окружающем ее социальном пространстве. Спасение такой личности представлялось Бертону общественно значимым деянием. И в этом смысле его задача заключалась в своеобразном препарировании причин, порождавших такое состояние личности. Можно спорить о том, насколько точным был диагноз Бертона и насколько эффективными были предложенные им пути общественного выздоровления. Нарисованная им картина неизменно остается одной из самых любопытных для анализа английского общества раннего Нового времени. Высоко оценивая проделанную И.Н. Вершининым работу, хотел бы высказать ряд критических соображений, которые, на мой взгляд, автор мог бы учесть в своей дальнейшей работе. Остается до конца не ясным, каким образом «меланхолия» автора, которой И.Н. Вершиин посвящает отдельную главу реально соотносилась с его активной критической в отношении общества позицией. Была ли эта формула простым риторическим приемом, нередким в сочинениях подобного рода, или же ее следует воспринимать как свидетельство известных противоречий в его собственном мировоззрении? Иными словами, насколько «меланхолия» автора была «меланхолией» описываемой им же самим личности. Определенных пояснений требует также природа подобного рода разочарований. До конца неясным остается позиция И.Н. Вершинина в отношении религиозной природы такого внутреннего конфликта. Насколько реформация с ее акцентом на реализации личностного потенциала отдельного верующего могла порождать и если порождала, то каким образом, подобные кризисные явления? Указанные соображения носят исключительно рекомендательный характер и не снижают общего положительного впечатления от проделанной И.Н. Вершининым работе. Он представил самостоятельное законченное исследование важной научной проблемы. Работа заслуживает самой высокой положительной оценки. Интерес к социальной психологии и тем более к ее донаучным формам – явление достаточно редкое, если иметь в виду тематику выпускных квалификационных работ студентов-медиевистов. И.Н. Вершинин поставил перед собой достаточно сложную задачу – разобраться в перипетиях кризисного восприятия англичанами раннего Нового времени общества, в котором они живут. Задача осложнялась тем более тем, что в качестве основы для своих изысканий Игнат Николаевич избрал не самое легкое и по объему, и по содержанию произведение – трактат Роберта Бертона «Анатомия меланхолии», который по праву считается одним из самых первых (наряду с работами его старшего современника Уильяма Сиббса) сочинением, поднимающим различные социально-психологические сюжеты. Историография, сложившаяся вокруг этого произведения, обычно отмечает его предвосхищающий более поздние открытия характер и, как правило, сосредотачивается на анализе побуждающих эти новации мотивах, преднамеренно модернизируя содержание этого сочинения. В противоположность своим предшественникам И.Н. Вершинин, хотя и склонен разделять идею о новаторской природе «открытий» Бертона, во многом склонен объяснять представленные им построения предшествующей, главным образом, поздней ренессансной традицией. Структура рецензируемой работы во многом также определяется отмеченным подходом. И.Н. Вершинин исходит в своем анализе их характерной для ренессансных авторов индивидуализирующей тенденции, отчасти полагая, что меланхолия как состояние проявляется не только в сознании автора, но и в окружающем его обществе. Характерные для такого общества кризисные явления, связанные не столько с упадком ренессансных идеалов личности, сколько с известной девальвацией общественных ценностей порождают совершенно иной тип личности, а именно личности, дезориентированной в окружающем ее социальном пространстве. Спасение такой личности представлялось Бертону общественно значимым деянием. И в этом смысле его задача заключалась в своеобразном препарировании причин, порождавших такое состояние личности. Можно спорить о том, насколько точным был диагноз Бертона и насколько эффективными были предложенные им пути общественного выздоровления. Нарисованная им картина неизменно остается одной из самых любопытных для анализа английского общества раннего Нового времени. Высоко оценивая проделанную И.Н. Вершининым работу, хотел бы высказать ряд критических соображений, которые, на мой взгляд, автор мог бы учесть в своей дальнейшей работе. Остается до конца не ясным, каким образом «меланхолия» автора, которой И.Н. Вершиин посвящает отдельную главу реально соотносилась с его активной критической в отношении общества позицией. Была ли эта формула простым риторическим приемом, нередким в сочинениях подобного рода, или же ее следует воспринимать как свидетельство известных противоречий в его собственном мировоззрении? Иными словами, насколько «меланхолия» автора была «меланхолией» описываемой им же самим личности. Определенных пояснений требует также природа подобного рода разочарований. До конца неясным остается позиция И.Н. Вершинина в отношении религиозной природы такого внутреннего конфликта. Насколько реформация с ее акцентом на реализации личностного потенциала отдельного верующего могла порождать и если порождала, то каким образом, подобные кризисные явления? Указанные соображения носят исключительно рекомендательный характер и не снижают общего положительного впечатления от проделанной И.Н. Вершининым работе. Он представил самостоятельное законченное исследование важной научной проблемы. Работа заслуживает самой высокой положительной оценки. Интерес к социальной психологии и тем более к ее донаучным формам – явление достаточно редкое, если иметь в виду тематику выпускных квалификационных работ студентов-медиевистов. И.Н. Вершинин поставил перед собой достаточно сложную задачу – разобраться в перипетиях кризисного восприятия англичанами раннего Нового времени общества, в котором они живут. Задача осложнялась тем более тем, что в качестве основы для своих изысканий Игнат Николаевич избрал не самое легкое и по объему, и по содержанию произведение – трактат Роберта Бертона «Анатомия меланхолии», который по праву считается одним из самых первых (наряду с работами его старшего современника Уильяма Сиббса) сочинением, поднимающим различные социально-психологические сюжеты. Историография, сложившаяся вокруг этого произведения, обычно отмечает его предвосхищающий более поздние открытия характер и, как правило, сосредотачивается на анализе побуждающих эти новации мотивах, преднамеренно модернизируя содержание этого сочинения. В противоположность своим предшественникам И.Н. Вершинин, хотя и склонен разделять идею о новаторской природе «открытий» Бертона, во многом склонен объяснять представленные им построения предшествующей, главным образом, поздней ренессансной традицией. Структура рецензируемой работы во многом также определяется отмеченным подходом. И.Н. Вершинин исходит в своем анализе их характерной для ренессансных авторов индивидуализирующей тенденции, отчасти полагая, что меланхолия как состояние проявляется не только в сознании автора, но и в окружающем его обществе. Характерные для такого общества кризисные явления, связанные не столько с упадком ренессансных идеалов личности, сколько с известной девальвацией общественных ценностей порождают совершенно иной тип личности, а именно личности, дезориентированной в окружающем ее социальном пространстве. Спасение такой личности представлялось Бертону общественно значимым деянием. И в этом смысле его задача заключалась в своеобразном препарировании причин, порождавших такое состояние личности. Можно спорить о том, насколько точным был диагноз Бертона и насколько эффективными были предложенные им пути общественного выздоровления. Нарисованная им картина неизменно остается одной из самых любопытных для анализа английского общества раннего Нового времени. Высоко оценивая проделанную И.Н. Вершининым работу, хотел бы высказать ряд критических соображений, которые, на мой взгляд, автор мог бы учесть в своей дальнейшей работе. Остается до конца не ясным, каким образом «меланхолия» автора, которой И.Н. Вершиин посвящает отдельную главу реально соотносилась с его активной критической в отношении общества позицией. Была ли эта формула простым риторическим приемом, нередким в сочинениях подобного рода, или же ее следует воспринимать как свидетельство известных противоречий в его собственном мировоззрении? Иными словами, насколько «меланхолия» автора была «меланхолией» описываемой им же самим личности. Определенных пояснений требует также природа подобного рода разочарований. До конца неясным остается позиция И.Н. Вершинина в отношении религиозной природы такого внутреннего конфликта. Насколько реформация с ее акцентом на реализации личностного потенциала отдельного верующего могла порождать и если порождала, то каким образом, подобные кризисные явления? Указанные соображения носят исключительно рекомендательный характер и не снижают общего положительного впечатления от проделанной И.Н. Вершининым работе. Он представил самостоятельное законченное исследование важной научной проблемы. Работа заслуживает самой высокой положительной оценки. Интерес к социальной психологии и тем более к ее донаучным формам – явление достаточно редкое, если иметь в виду тематику выпускных квалификационных работ студентов-медиевистов. И.Н. Вершинин поставил перед собой достаточно сложную задачу – разобраться в перипетиях кризисного восприятия англичанами раннего Нового времени общества, в котором они живут. Задача осложнялась тем более тем, что в качестве основы для своих изысканий Игнат Николаевич избрал не самое легкое и по объему, и по содержанию произведение – трактат Роберта Бертона «Анатомия меланхолии», который по праву считается одним из самых первых (наряду с работами его старшего современника Уильяма Сиббса) сочинением, поднимающим различные социально-психологические сюжеты. Историография, сложившаяся вокруг этого произведения, обычно отмечает его предвосхищающий более поздние открытия характер и, как правило, сосредотачивается на анализе побуждающих эти новации мотивах, преднамеренно модернизируя содержание этого сочинения. В противоположность своим предшественникам И.Н. Вершинин, хотя и склонен разделять идею о новаторской природе «открытий» Бертона, во многом склонен объяснять представленные им построения предшествующей, главным образом, поздней ренессансной традицией. Структура рецензируемой работы во многом также определяется отмеченным подходом. И.Н. Вершинин исходит в своем анализе их характерной для ренессансных авторов индивидуализирующей тенденции, отчасти полагая, что меланхолия как состояние проявляется не только в сознании автора, но и в окружающем его обществе. Характерные для такого общества кризисные явления, связанные не столько с упадком ренессансных идеалов личности, сколько с известной девальвацией общественных ценностей порождают совершенно иной тип личности, а именно личности, дезориентированной в окружающем ее социальном пространстве. Спасение такой личности представлялось Бертону общественно значимым деянием. И в этом смысле его задача заключалась в своеобразном препарировании причин, порождавших такое состояние личности. Можно спорить о том, насколько точным был диагноз Бертона и насколько эффективными были предложенные им пути общественного выздоровления. Нарисованная им картина неизменно остается одной из самых любопытных для анализа английского общества раннего Нового времени. Высоко оценивая проделанную И.Н. Вершининым работу, хотел бы высказать ряд критических соображений, которые, на мой взгляд, автор мог бы учесть в своей дальнейшей работе. Остается до конца не ясным, каким образом «меланхолия» автора, которой И.Н. Вершиин посвящает отдельную главу реально соотносилась с его активной критической в отношении общества позицией. Была ли эта формула простым риторическим приемом, нередким в сочинениях подобного рода, или же ее следует воспринимать как свидетельство известных противоречий в его собственном мировоззрении? Иными словами, насколько «меланхолия» автора была «меланхолией» описываемой им же самим личности. Определенных пояснений требует также природа подобного рода разочарований. До конца неясным остается позиция И.Н. Вершинина в отношении религиозной природы такого внутреннего конфликта. Насколько реформация с ее акцентом на реализации личностного потенциала отдельного верующего могла порождать и если порождала, то каким образом, подобные кризисные явления? Указанные соображения носят исключительно рекомендательный характер и не снижают общего положительного впечатления от проделанной И.Н. Вершининым работе. Он представил самостоятельное законченное исследование важной научной проблемы. Работа заслуживает самой высокой положительной оценки.