Рецензия на выпуску квалификационную работу Щабловой Е.Р. на тему «Возможность применения копинг-стратегий в противостоянии чужому влиянию» Работа Щабловой Екатерины Романовны посвящена актуальной и перспективной проблеме применения стратегий совладающего поведения в различных ситуациях взаимодействия, прежде всего, в ситуации влияния и противостояния ему. Решение этой проблемы имеет прикладное значение, способствуя выработке рекомендаций для оптимального подбора рабочих групп при решении задач в организациях различных типов (производственных, обучающих и т.п.). Исследование Екатерины Романовны реализовано на выборке студенческой молодёжи (n=60 человек) – представителей как естественно-научных, так и гуманитарных специальностей. Выборка сбалансирована по поло-возрастному составу. Дизайн исследования включает в себя групповой эксперимент, что относится к несомненным достоинствам работы Екатерины Романовны. Применяемые копинг-стратегии диагностировались при помощи методики К. Томаса. Выпускная квалификационная работа Е.Р. Щабловой изложена на 75 страницах и включает в себя введение, три главы, выводы, заключение, список литературы и 2 приложения. Список литературных источников включает в себя 40 наименований. Во введении дается обоснование актуальности выбора темы, приводится программа исследования. В первой главе автором рассмотрены основные подходы к определению влияния, проанализированы отличия от близких по смыслу понятий, перечислены основные его виды, обозначены особенности конструктивного и неконструктивного влияния. Анализ способов самообороны и группового влияния логично подытоживается обзором исследований копинг-стратегий. Завершается первая глава выводом рабочих определений. Во второй главе подробно описывается программа исследования, приводится характеристика выборки, методов сбора и обработки данных. Как было отмечено ранее, главной особенностью исследования Щабловой Е.Р. является его экспериментальный дизайн. Автор подробно описывает процедуру группового эксперимента в оригинальной модификации, научного руководителя, что дает возможность воспроизведения полученных результатов. Третья глава содержит анализ результатов эмпирического исследования, в которой Екатерина Романовна демонстрирует корректность применения и интерпретации данных непараметрического и параметрического корреляционного анализов, анализа частот. Интересные данные получены автором в ходе сравнения групп, в первую из которых вошли испытуемые, сумевшие оказать влияние на принятие решения в дискуссии, а во вторую – поддавшиеся влиянию. Для первых характерно использование копинг-стратегий лидерство и принятие ответственности. Это может указывать на то, что умение оказать влияние зависит как от особых личностных свойств, так и от определенного уровеня зрелости и компетентности личности, ее сознательности. Автором также выявлены наиболее часто используемые и отвергаемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Заслуживает отдельного внимания сам подход понимания автором копинг-стратегии – не только как формы защиты, совладания, но и как стратегии решения задачи. Работа Щабловой Е.Р. написана хорошим литературным языком, снабжена таблицами, графиками и диаграммами, облегчающими восприятие и понимание текста. В рамках обсуждения, хотелось бы получить разъяснение у Екатерины Романовны по следующим вопросам (относятся к выводам – стр. 64-65): 1) По выводу 1. С чем связано то, что наиболее предпчитаемыми копинг-стратегиями оказались: планирование и поиск поддержки, а непопулярной – конфронтация? 2) По выводу 2. Какие составляющие лидерского поведения являются, на взгляд автора, определяющими при оказании влияния в групповом взаимодействии? В целом, работа производит положительное впечатление впечатление. Щаблова Екатерина Романова заслуживает присуждения искомой квалификации «бакалавр психологии», а ее работа может быть оценена на «отлично». 24.05.2016 К.психол.н. ассистент кафедры социальной психологии СПбГУ Е.А. Юмкина