ОТЗЫВ рецензента о выпускной квалификационной работе на тему «Формирование фонетических навыков учащихся начальных классов общеобразовательной школы с использованием фонетической зарядки», выполненной студенткой 4-го курса, Сумкиной Натальей Сергеевной. Исследование Н. С. Сумкиной посвящено одной из самых актуальных областей в современной лингводидактике, обучению младших школьников. Наталья Сергеевна выбрала объектом своего исследования формирование фонетических навыков у учащихся младших классов. Поскольку целью представленного исследования является теоретическое обоснование и практическая разработка методики формирования фонетических навыков у учащихся начальных классов общеобразовательной школы с использованием фонетической зарядки, автором были детально изучены вопросы, связанные с: 1) психолого-педагогическими особенностями формирования навыков у учащихся начальной школы; 2) фонетическим материалом, подлежащим овладению учащимися начальной школы; 3) фонетической зарядкой, а также проанализированы пять УМК по английскому языку для начальной школы с целью выявления роли фонетической зарядки. Через призму отечественных и зарубежных исследователей Н. С. Сумкина уточняет понятие ʻфонетическая зарядкаʼ посредством фиксации ее особенностей (всего их шесть) и напоминает нам о ее четырех типах: фонематическая, лексико-фонетическая, грамматико-фонетическая и интонационная. Особой заслугой автора является обращение к необходимости разведения понятий ʻфонологическая ошибкаʼ и ʻфонетическая ошибкаʼ и их учета при отборе фонетического минимума, принципы которого не вызывают никакого сомнения. К несомненным достоинствам автора также относится раздел, посвященный наполнению содержанием фонетического минимума для начального этапа обучения (стр.23-26), который еще и дифференцирован с учетом вида речевой деятельности, а также разработанный комплекс упражнений. Однако вместе с неподдельным интересом к теоретическим поискам Н. С. Сумкиной возникает и ряд следующих вопросов, вызванных оригинальностью подхода к решению исследуемой проблемы. 1. Почему при названии исследования «Формирование фонетических навыков учащихся начальных классов общеобразовательной школы с использованием фонетической зарядки» в работе используются два похожих словосочетания: 1) формирование фонетических навыков учащихся… (т.е. как и в названии работы) и 2) формирование фонетических навыков У учащихся… (стр. 2, 5, 10, 13 и др.) – это имеет какое-то особое значение или является опечаткой? Вопроса и не возникло бы, если бы Наталья Сергеевна не использовала в работе и другие не очень обычные словосочетания для методики обучения иностранным языкам как науки, например, обучение фонетическим навыкам (стр. 15). 2. Делая общие выводы по возрастным психологическим особенностям младших школьников, считаете ли Вы одинаковыми процессы памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения у детей шести и десяти лет, в том числе и с точки зрения обучения их иностранному языку? Также хотелось бы попросить уточнить автора актуальность представленного исследования. В чем заключается новизна (актуальность цели его создания) разработанного Вами комплекса упражнений для формирования фонетических навыков у младших школьников с использованием фонетической зарядки, если согласно анализу УМК «Английский язык. Brilliant» под авторством Комаровой Ю. А., Ларионовой И. В, Грейнджер К., Макбет К., «формирование произносительных навыков в данном методическом комплексе не только начинается с вводного фонетического курса, но и активно продолжается благодаря использованию различных видов фонетической зарядки в начале каждого раздела. Разнообразие видов упражнений и материала увеличивается с возрастом учащихся, а тренировка фонетических навыков не отнимает много времени от основного этапа урока.» (стр. 50)? Правильно ли было понято намерение Натальи Сергеевны доработать УМК Быковой Н. И., Дули Д., Поспеловой М. Д., Эванс В. «Английский в фокусе» (“Spotlight”) 2-4 классы? Если да, то почему бы не ограничить было свое исследование анализом пять УМК и посоветовать всем обращаться к УМК «Английский язык. Brilliant» под авторством Комаровой Ю. А., Ларионовой И. В, Грейнджер К., Макбет К.? Возможно, перед авторами УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”) стояли совсем другие задачи (анализ задач создания УМК в работе отсутствует), в связи с чем УМК предназначен, например, для естественных билингвов или детей дипломатов, которые сформировались в естественной среде, среди носителей языка? Здесь надо особо подчеркнуть, что задаваемые вопросы лишь подчеркивают ценность работы и актуальность выбранной темы, которая, несомненно, не может быть досконально исследуема и описана в рамках магистерской диссертации, требует более детального исследования как диссертация на соискание ученой степени кандидата наук. К сожалению, работа имеет недочеты в плане оформления цитат, содержит опечатки, ряд орфографических и пунктуационных ошибок, а также недочеты в форматировании текста, оформлении таблиц. Однако это замечание не снижает ценности проведенного исследования, заслуживающего положительной оценки и отметки. 29.05.2015 г. Доцент, к.пед.н., доцент кафедры иностранных языков и лингводидактики /Воронина Л.А.