Отзыв на выпускную квалификационную работу студентки Кафедры истории западноевропейского искусства Института истории Санкт-Петербургского государственного университета Анастасии Дмитриевны Заховайко «Проблема импрессионизма в отечественной историографии: теоретический аспект» Выпускная квалификационная работа Анастасии Дмитриевны Заховайко посвящена отечественной историографии импрессионизма. Сочинение объемом 53 страницы состоит из Введения, Историографии, трех глав, две из которых разделены на подглавы, Заключения и Списка использованной литературы. Список литературы содержит 28 наименований, включая два издания на английском языке. Поставленная в исследовании цель «осмысление опыта современников и предшествующих исследователей для выявления проблематики отечественной историографии импрессионизма» (с. 5), сама по себе, возможна, хотя выделение отечественных исследований в самостоятельный блок, имеющий собственные особенности, отличающие его от других национальных школ, требует обоснования. Изолированность Советского Союза, недостаточный доступ к новейшей литературе, к собственно произведениям импрессионистов, изучаемым нашими уважаемыми старшими коллегами, несомненно, могли послужить причиной обособленности отечественной ветви исследований импрессионизма, но студенткой никак не были затронуты эти аспекты, так же, как не нашлось на страницах работы места для характеристики исторических реалий, в которых создавались анализируемые сочинения. Первой из задач, поставленных А.Д, Заховайко, обозначено изучение необходимой литературы (с. 5). Круг анализируемых публикаций, впрочем, не кажется полным. В него не вошли труды таких крупнейших отечественных исследователей импрессионизма, как М.Ю. Герман, Н.Н. Калитина, А.Г. Костеневич, Б.Н. Терновец, Я.А. Тугендхольд. В то же время, в А.Д. Заховайко анализирует работы иностранных авторов Ю. Мейер-Грефе и К. Моклера, опубликованные на русском языке, а также Р.Л. Герберта в английском издании. Охарактеризованная на с. 14 книга Тимоти Кларка «The Painting of Modern Life» в перечень использованной литературы не вошла. Неясны критерии, по которым проведен историографический обзор. Последующее деление сочинения на главы и подглавы также обосновано не достаточно убедительно. Неочевиден принцип изложения материала. По крайней мере, хронологический принцип не выдержан, поскольку теории отечественных авторов анализируются без последовательного учета времени их появления. В целом, чтение выпускной квалификационной работы затрудняет путанность изложения. Предложения перегружены, порой не согласованы, из-за чего, зачастую, их смысл ускользает. Например, неясно, что имеет в виду автор, указывая, что «импрессионисты пытаются индивидуально трактовать решения художников, объясняя выбранные ими принципы через определенные системы и художественные взаимодействия» (с. 23). Здесь речь идет о частном подходе к творчеству каждого художника, о личностном отношении искусствоведа к изучаемому предмету, о чем-то ином? Подобные сбивчивые формулировки встречаются в изложении неоднократно. В работе, посвященной теории истории искусстав, автор обязан точно употреблять термины и определения, как специально научные, так и общего характера. Однако даже сам термин «импрессионизм» не имеет в сочинении А.Д. Заховайко ясно сформулированного значения. Зыбкость в оперировании терминами приводит к таким курьезным формулировкам, как «с самого его [импрессионизма] зарождения рядом с художниками и их творчеством появлялись источники об импрессионизме» (с. 21). Нечетко разграничиваются в повествовании мнение самой А.Д. Заховайко и точки зрения исследуемых ею авторов. Несомненным достоинством выпускной квалификационной работы является Заключение, в котором исследовательница четко сформулировала выводы из основных глав сочинения. Принимая во внимание, что выпускная квалификационная работа А.Д. Заховайко является, несомненно, полностью самостоятельным исследованием, имеющим ясно сформулированные выводы, можно рекомендовать оценить его удовлетворительно. Научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Наталья Борисовна Демина