ОТЗЫВ научного руководителя о ВКР студентки 4 курса дневного отделения Блиновой Дарьи Алексеевны «Социальные практики дизайна: философский анализ» Достоинством выпускной работы Д. А. Блиновой является именно философский уровень анализа той проблематики, которая в принципе может быть развернута и в плане культурологическом или искусствоведческом. Актуальность темы исследования не исключает, а предполагает обращение к фундаментальным философским категориям бытия, истины, красоты, что находит свое отражение в последней части работы Д. А. Блиновой, посвященной «метафизике дизайна». Социально-философский ракурс данной работы задается самим различием генезиса и поэзиса и реализуется в теоретическом контексте философии праксиса, ремесленного и индустриального производства. Как справедливо показывает автор, социальные практики дизайна проблематизируют соотношение красоты и пользы: промышленно тематизированный дизайн практически оспаривает кантовское представление о красоте как форме целесообразности предмета, воспринимаемой в нем без представления о цели, о прекрасном как предмете незаинтересованных эстетических чувств. Одновременно практики дизайнирования противостоят идеям современного искусства акционизма, вписывающегося в общественно-политическую и художественную жизнь на основе отмены критериев прекрасного и безобразного. Ни красота без пользы, ни польза без красоты, не являются проблемным полем дизайна. Поддержки заслуживает и позиция автора работы, соотносящая социальные практики дизайна не только с предметной сферой, но и со сферой отношений. Определение Б. Гройсом дизайна как «машины по производству подозрений» продиктовано тем обстоятельством, что практики дизайна стали в современном обществе неотъемлемой частью пиар стратегий и политтехнологий. Методологическая многогранность квалификационной работы Д. А. Блиновой выражается в дополнении идей фундаментальной онтологии Хайдеггера, примененных в исследовании дизайна через различие понятий «вещь» и «предмет», а также философии практики или целесообразного труда, эвристичной для анализа отчужденной и очеловеченной предметной среды, еще и семиологическим подходом, позволяющим связать социальные практики дизайна с превращением вещей в знаки, с производством имиджевых, а не предметных составляющих отношений. ВКР Блиновой Д. А. несомненно, является серьезным самостоятельным исследованием, посвященным актуальной в теоретическом и практическом смысле теме. Изложение авторских мыслей логично и свидетельствует о профессиональной эрудиции. ВКР Блиновой Д. А. соответствует требованиям, предъявляемым к квалификационным работам, и заслуживает положительной оценки. Доцент кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ (Краснухина Е.К.)