ОТЗЫВ рецензента на бакалаврскую работу студентки 4 курса Санкт-Петербургского государственного университета Ламовой Анастасии Ивановны, выполненную на тему: «Музейная педагогика и детские исторические музеи в Санкт-Петербурге» по направлению 100400 «Туризм» профиль «Технология и организация экскурсионных услуг» Бакалаврская работа Ламовой Анастасии Ивановны посвящена важному направлению деятельности современного музея – музейной педагогике. Место музея как образовательно-воспитательного пространства в воспитании подрастающего поколения подтверждается сегодня большим количеством востребованных школами музейных занятий и программ. Особое место в этом вопросе занимают специально созданные экспозиции для детей – детские музеи. Работа Ламовой А.И. представляет собой широкий обзор истории развития музейной педагогики в России и зарубежом, выполненный на основе анализа философской, психолого-педагогической, музееведческой литературы, а также в ходе личного знакомства с опытом петербургских музеев – Государственного музея политической истории России и Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Работа состоит из трех глав. Первая из них посвящена теоретическим аспектам музейной педагогики и зарубежному опыту на примере США и Германии. Во второй главе представлен российский опыт на основе анализа статей журнала «Советский музей» за 1931-1941 гг. и 1983-1990 гг., выявлены основные тенденции музейной педагогики и приемы работы с аудиторией разных возрастов в нашей стране. Третья глава посвящена деятельности детских исторических музеев в Санкт-Петербурге. В Приложении представлена методическая разработка авторской интерактивной программы «Путешествие в сердце северной столицы» (на площадке Государственного музея истории Санкт-Петербурга). Структура работы представляется логичной и способствует решению научных задач. Автором проделана серьезная работа по анализу литературы и источников (журнал «Советский музей» за 1931-1941 гг. и 1983-1990 гг.). Достоинством работы является изучение практического опыта и научных статей музейных педагогов Санкт-Петербурга, создателей современных детских экспозиций и музейно-педагогических программ. Представляет практический интерес разработка исторической игры-квеста для школьников с включением экскурсионной части, элементов театрализации и игровых методик. Материалы исследования могут быть использованы педагогами для составления комплексных интегрированных программ, основанных на взаимодействии «школы» и «музея». Недостатками работы можно назвать следующие: 1. В заявленной теме бакалаврской работы большое внимание уделяется опыту зарубежных музеев, тогда как следовало в большей степени в исследовании осветить тему «современные детские музеи России», включить материал о разных детских экспозициях, выставках и музейно-педагогических проектах Санкт-Петербурга, возможно, и других городов России. 2. Не хватает анализа представленных в работе практических музейных занятий и программ, не четко прослеживается обоснованная связь в подробном описании практического опыта Музея политической истории России в третьей главе работы и представленной в приложении методической разработке интерактивной программы для школьников. 3. В работе присутствует ряд грамматических и пунктуационных опечаток. В целом указанные недостатки не снижают хороший уровень выполненной бакалаврской работы. Зав.отделом музейной педагогики Государственного музея политической истории России кандидат педагогических наук Баранова Н.П.