Рецензия на диссертацию на соискание степени магистра Л.С. Шарбатян «Особенности личности и отношений с родителями у подростков, воспитывающихся в условиях домашнего насилия» Магистерское исследование Л.С. Шарбатян выполнено в рамках актуальной темы – понимания подростков, воспитывающихся в сложной семейной ситуации. Изучение подростков и трудностей на пути их взросления, несомненно, остается приоритетным направлением психологии. В сложных условиях современной социальной среды возрастает потребность к выявлению факторов и механизмов формирования личности подростков. Данная работа, безусловно, актуальна и важна как в теоретическом, так и в практическом плане. Исследования в данной области могут открыть новые пути психологической помощи и поддержки подростков, воспитывающихся в ситуации жестокого обращения и пренебрежения. Автор заинтересован в выявлении личностных ресурсов и возможностей приспособления к социальной ситуации в связи с детско-родительскими отношениями у подростков, воспитывающихся в условиях домашнего насилия. И с этой целью исследуются эмоционально-личностные особенности подростков, их восприятие отношений с родителями и особенности адаптации. Объектом исследования стали подростки в возрасте 14-17 лет, посещающие реабилитационные центры в Ереване (Армения), где работают над проблемами домашнего насилия. Всего в исследовании приняло участие 80 подростков, из них 38 – юношей и 42 девушки. В литературном обзоре автором дана развернутая характеристика подросткового возраста, отражены основные подходы к проблемам агрессивности, тревожности и адаптивных возможностей подростков. Рассмотрены вопросы семьи как социального института, специфика роли отца в воспитании, раскрыты типы семейных взаимоотношений. Изложены результаты исследований по данной проблематике. В обзоре удачно представлены результаты исследований тех авторов, методики которых использованы в работе, что подтверждает обоснованность выбранного инструментария. Проблема домашнего насилия и его последствий раскрыта в отдельном параграфе. В целом литературный обзор многогранен, последователен и заканчивается выводом. Он написан на основании 63 источников, из которых 10 на иностранных языках. Методическая часть адекватна теме и задачам исследования. Методики подобраны корректно и удачно сочетаются, благодаря чему получены важные результаты. Надежность результатов обеспечивается большим объемом соответствующей выборки, использованием методик на армянском языке, математической обработкой результатов. В эмпирической части по всем методикам исследования проведено изучение уровневых характеристик параметров и выполнен анализ гендерных различий по статистическим критериям. Положительным моментом является то, что дипломантка уделяет внимание детальному изучению проявления тревожности и агрессивности подростков, растущих в условиях семейного насилия. В работе убедительно показано, что подростки, воспитывающиеся в ситуации семейного насилия, отличаются высоким уровнем тревожности. Кроме того, у юношей отмечаются конфликтные отношения с родными в семье, они чаще подвергаются физическим наказаниям, им самим также свойственна повышенная агрессивность и они испытывают сложности в приспособлении к окружающим социальным условиям. Магистранткой грамотно и корректно представлены результаты регрессионного и корреляционного анализа; получен ряд важных результатов. В частности, регрессионный анализ показал, что повышение тревожности и агрессивности юношей и девушек вызваны различными качествами семейных отношений. Так предиктором тревожности юношей выступают тесные позитивные эмоциональные отношения с матерью, а у девушек – недостаток материнского руководства. Агрессивность девушек связана с отсутствием эмпатии родителей, конфликтностью отношений с близкими людьми, тогда как агрессивность юношей – с наличием угроз и неумением матери поддержать подростка. Еще хотелось бы отметить такой интересный полученный результат, что реализация физических наказаний в отношении юношей, не ведет к снижению у них принятия себя, а наоборот, повышает его, но снижает внутренний контроль. Сформулированные выводы адекватны цели и задачам, и отражают основные результаты исследования. В качестве пожелания можно отметить следующее: Поскольку исследование проводилось на выборке армянских подростков, в литературном обзоре стоило бы отразить специфику семейных отношений и воспитания подростков в Армении, а также рассмотреть результаты исследований по данной проблематике психологов Армении. В целом, магистерское исследование базируется на хорошем знании теоретического материала, написано профессиональным языком, имеет перспективную практическую направленность. Магистерская диссертация соответствует всем предъявляемым требованиям и заслуживает оценки «отлично». Рецензент к.пс.н., доц. Е.Г. Трошихина Рецензия на диссертацию Шарбатян Лилит Самвеловны «Особенности личности и отношений с родителями у подростков, воспитывающихся в условиях домашнего насилия», представленной на соискание степени Магистра по направлению 030300 – Психология (основная образовательная программа «Психология развития и образования») В быстро меняющихся современных условиях востребованной становится ак-тивная, целеустремленная личность, способная быстро реагировать на общественные, социальные, экономические изменения и обладающая личностными ресурсами. При этом, исследования различных специалистов показывают, что современные подростки в процессе своего взросления характеризуются высоким уровнем мятежности и низким уровнем самоудовлетворенности, беспокойством, не-устойчивостью в интересах и эмоциональной неустойчивостью. Особую акту-альность приобретают исследования эмоционально-личностных характеристик подростков, воспитывающихся в условиях домашнего насилия, поскольку рост агрессивности и враждебности в подростковой среде стал одной из острейших социальных проблем современного общества. Таким образом, диссертационное исследование, представленное Л.С. Шарбатян, характеризуется выраженной актуальностью. Научная ценность работы Л.С. Шарбатян заключается во вкладе в нацио-нальные научные знания по проблеме исследования, которая является доста-точно трудноразрешимой в таких обществах, где семья традиционно является практически неприкосновенной, где не допустимо проникновение в сферу частной жизни. Анализ эмоционально-личностных особенностей подростков позволяет наметить основные приемы психолого-педагогической работы с целью коррекции и предупреждения их тревожности и агрессивности, свидетельствует о практической значимости полученных результатов. Новизна рецензируемого исследования проявляется во вкладе в раз-витие национальной практики работы с семьями подростков, воспитывающихся в условиях домашнего насилия. Научно-практическую ценность также представляет предлагаемый в ис-следовании психодиагностический инструментарий, поскольку используемые методики были адаптированы к армянской выборке. Поставив своей целью «выявление личностных ресурсов и возмож-ностей приспособления к социальной ситуации в связи с детско-родительскими отношениями у подростков, воспитывающихся в условиях домашнего насилия», Л.С. Шарбатян реализовала исследование, в котором можно выделить целый ряд несомненных достоинств. Во-первых, заслуживает высокой оценки обращение автора к описанию сложной темы. Раскрытие ее, описание гендерных и национально-культурно-обусловленных особенностей личности и отношений с родителями у подростков, воспитывающихся в условиях домашнего насилия, свидетельствует о способности Л.С. Шарбатян получать труднодоступные и ранее неизвестные результаты. Во-вторых, перспективным видится взгляд автора на выявление ре-сурсов личностного и социального развития, преодоления подростками травмирующего воздействия условий воспитания в ситуации домашнего насилия. С этой точки зрения, ценным является описание особенностей взаимоотношений мальчиков и девочек-подростков с родителями, бабушками и дедушками, выявление гендерной специфики предикторов тревожности и агрессивности, хотя желателен комментарий, насколько полученные результаты исследования детерминированы культурно-национальными факторами (исследование выполнено в Ереване). В-третьих, весомыми и убедительными видятся выводы (всего 10). Ре-зультаты исследования, прошедшие адекватную обработку, обсуждение, хорошо иллюстрированы; полноценно аргументируют выводы. В целом, позиции автора, представленные в выводах, демонстрируют сбалансированное сочетание исследовательских и прикладных аспектов работы Л.С. Шарбатян, свидетельствуют о прогностической значимости результатов для деятельности практикующих психологов, работающих с подростками, воспитывающимися в условиях домашнего насилия. В-четвертых, заслуживает высокой положительной оценки строгий под-ход автора к организации эмпирического исследования: применение непротиворечивого, внутренне согласованного арсенала психодиагностических методик, сочетанное применение математико-статистических методов анализа и качественного, сравнительного методов обработки данных – все это дает основание заключить, что автором проделана серьезная работа, получены достоверные выводы и значимые результаты, имеющие теоретическую и практическую значимость, которые могут быть использованы при разработке психолого-образовательных, коррекционно-развивающих программ для подростков, воспитывающихся в условиях домашнего насилия. Оценивая соответствие содержания диссертационного исследования Л.С. Шарбатян квалификационным критериям, констатируем, что:  В работе присутствуют все необходимые составляющие части: введение, оглавление, глава с литературным обзор по проблеме исследования эмоционально личностных особенностей подростков, воспитывающихся в условиях домашнего насилия, глава с описанием особенностей организации и методов исследования, глава с изложением результатов исследования и их обсуждением, выводы, заключение, список использованной литературы, 1 приложение и аннотация на русском и английском языке.  Название магистерской диссертации Л. С. Шарбатян «Особенности личности и отношений с родителями у подростков, воспитывающихся в условиях домашнего насилия» соответствует направлению 030300 – Психология (основная образовательная программа «Психология развития и образования»), содержание работы соответствует названию, методы, способы обработки, результаты и выводы соотносятся с целью и задачами.  При логичном и последовательном раскрытии темы, Л.С. Шарбатян выдерживает научный стиль изложения, грамотно и целесообразно использует терминологию, прямое цитирование, формулирует науч-ный аппарат, возможно, при этом несколько широко представляет объект исследования.  В работе осуществлена систематизация знаний по проблеме подростков, воспитывающихся в условиях семейного насилия, описаны результаты как отечественных, так и зарубежных исследователей, в списке использованной литературы 63 источника, при этом, 10 из них на иностранных языках, а 24 % – это источники, не старше 10 лет. Характеризуя работу как современную, нельзя не указать на встречающиеся погрешности в оформлении списка литературы и опечатки. Высоко оценивая актуальность, ценность полученных результатов, организацию и проведение научного исследования, считаем возможным высказать критические замечания и сформулировать вопросы, ответы на которые способны подчеркнуть достоинства, новизну и практическую значимость работы магистранта. 1) Из текста осталось не ясным, какую периодизацию психического раз-вития использует автор, определяя границы подросткового возраста 14-17 лет, и насколько синонимированы понятия «подростковый» и «пубертатный» период развития (стр. 11). 2) Желательны пояснения позиции автора, вынесенной в цель исследования, согласно которой, предполагалось выявление личностных ресурсов и возможностей приспособления к социальной ситуации в связи с детско-родительскими отношениями у подростков, воспитывающихся в условиях домашнего насилия. Возникает вопрос: как в исследовании оценивались личностные ресурсы, что под ними подразумевается? В формулировке вывода 8 использовано понятие «ресурсы семейных взаимоотношений». 3) Гипотеза о том, что «конструктивные адаптационные механизмы (принятие себя, принятие других и т.д.) могут выступать в качестве ресурса личностного и социального развития подростков, воспитывающихся в семьях, где есть насильственные отношения», не нашла отражения в выводах. Исследование Л.С. Шарбатян и представление его результатов в тексте магистерской диссертации позволяют заключить, что рецензируемая работа, в целом, соответствует предъявляемым требованиям по содержанию и оформлению, может быть предварительно оценена на «хорошо». Доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России кандидат психологических наук, доцент А.Г. Портнова Портнова Алла Георгиевна, Доцент кафедры психологии и педагогики Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России) кандидат психологических наук, доцент, 195067, г. Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д. 47, павильон № 6, кафедра психологии и педагогики тел./факс: +7 (812) 543-39-90, местн.: 83 55 89819528330 Alla.Portnova@szgmu.ru