ОТЗЫВ научного руководителя о выпускной квалификационной работе магистра лингвистики Вэй Сяо « Концепт «Детство» в русской лингвокультуре (на фоне китайской)» Выпускная квалификационная работа магистра лингвистики Вэй Сяо посвящена актуальной теме – изучению концептосферы русского языка, в которую как один из базовых концептов входит концепт «Детство», ставший объектом исследования. Таким образом, данная работа включается в антропоцентрическую парадигму современных лингвокультурологических исследований, безусловно, актуальных для теории и практики преподавания русского языка как иностранного. Подготовка данной работы потребовала от Вэй Сяо освоения и интерпретации большого количества научной литературы по теме для разработки теоретической базы и терминосистемы исследования (список научной литературы включает 63 единицы, из которых 10 – работы китайских исследователей). Собранный материал потребовал обращения к обширной лесикографической базе – 28 словарей различного типа, среди которых 2 китайских словаря). Автором приводятся грамотно подобранные историко-этимологические данные, подтверждающие тот факт, что этимологический признак может лежать в основе концепта. Причем, Вэй Сяо удалось провести эту сложную часть исследования в сопоставительном плане и доказать, что в основе русского лингвокультурного концепта «детство» заложен древний семантический признак «кормить, вскармливать, кормилица, кормящая мать», что не характерно для китайского языкового сознания, в котором отражена только темпоральная семантика. Но углубившись в этимологию каждого из иероглифов, составляющих слово «детство», исследовательница обнаружила в одном из них устаревший, исчезнувший семантический признак «раб, рабыня», фиксирующий древнекитайский обычай отдавать детей из бедных семей в богатые работать за пропитание. Типологически сходный процесс Вэй Сяо обнаружила рассмотрев этимологию русского слова «ребенок», где одно из утраченных значений корня – «раб, сирота, работающий ради куска хлеба». Здесь важно отметить самостоятельность автора и значимость полученных выводов. Далее при исследовании словарных дефиниций были выделены семантические признаки слова-имени концепта «Детство», которые, актуализируясь в контекстах, становятся концептуальными признаками. На следующем этапе были представлены и проанализированы контексты употреблений слова-имени концепта, извлеченные из Национального корпуса русского языка. Результаты свободного ассоциативного эксперимента (опроса русских и китайских респондентов) дали возможность проанализировать ассоциативно-вербальное поле концепта и выявить в нем наличие нескольких тематических блоков, отражающих совпадающие и различные представления о детстве в двух лингвокультурах. В результате проведенного анализа Вэй Сяо пришла к закономерному заключению, что концепт «Детство» является сложным ментальным образованием, имеющим образное и ценностное осмысление. Данный концепт как в русской, так и в китайской лингвокультуре характеризуется определенной (положительной) оценкой, связанной как с универсальным, так и с национально-специфическим содержанием данного концепта. Проверка работы на плагиат в системе “Blackboard” выявила 23% текстовых совпадений, которые включают в себя корректное цитирование, разного рода клише и термины, наименования статей и монографий и фамилии их авторов, правильно оформленные цитаты из научных работ, цитаты из различных словарей, ссылки на использованный в работе материал, размещенный на сайтах интернета. Выполненная Вэй Сяо квалификационная работа является завершенным исследованием, отвечающим всем требованиям, предъявляемым к работам данного уровня, и заслуживает высокой положительной оценки. Научный руководитель – к.ф.н., доцент кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания М.Ю.Жукова